Сергей Савельев: Не могу найти то, чем хочу заниматься
Реклама сети магазинов бытовой техники «Лидер» вошла в учебники как пример использования «непристойных образов». Сам Савельев говорит, что, если бы реклама интересовала его до сих пор, он прово
Реклама сети магазинов бытовой техники «Лидер» вошла в
учебники как пример использования «непристойных образов». Сам Савельев говорит,
что, если бы реклама интересовала его до сих пор, он проводил бы еще более
неожиданные кампании. Но интерес пропал как к этому бизнесу, так и к рекламе.
Год назад магазины были закрыты, площади сданы в аренду. Савельев ищет новую
точку приложения.
Сергей Савельев
эксвладелец сети магазинов бытовой техники «Лидер»
эксвладелец сети магазинов бытовой техники «Лидер»
Я знаю, когда ты рассуждаешь о
том, чего не пережил сам, – это пустые слова. Как понять, что смысл жизни
не в успехе у женщин, если ты им никогда не пользовался? Как понять, что смысл
жизни не в больших деньгах, если у тебя их никогда не было? Как понять, что
смысл жизни не в семье, если ты холостяк? Я могу сказать, смысл жизни для меня
сейчас не в бизнесе. Просто потому, что бизнес у меня был и я сам, собственными
руками, его закрыл. На протяжении всей жизни ценности сменяют друг друга.
Сейчас бизнес, связанный с домашней техникой, мне безразличен. А 12 лет подряд
он приносил мне удовольствие.
В 1994 году я взял деньги в кулак
и поехал в Арабские Эмираты – мне было 25 лет. Тогда все было интересно.
Даже когда девицы, с которыми мы с приятелем познакомились в Эмиратах на пляже,
накачали нас клофелином. Я тогда проявил чудеса бдительности и почуял: что-то
не так. Мы пытались пленить обидчиц, и у нас это даже получилось ненадолго, но
они все же ускользнули. Не представляю, что стало бы с нами, проваляйся мы
целый день на пляже под палящим арабским солнцем. Хорошо, что из последних сил
все же добрались до гостиницы, где в полной отключке проспали больше суток.
Приключений хватало и в бизнесе – постоянные поездки, покупки и продажи,
риски, выигрыши и проигрыши. Я лично занимался закупкой товара. Можно сказать,
знал в лицо каждый купленный видеомагнитофон – сам его выбирал, держал в
руках, вез через океан. Иногда принимал участие в продажах, чтобы размяться.
Когда ты делаешь что-то своими руками и получаешь от процесса удовольствие –
это и есть настоящее ремесло. Со временем процесс закупа товара превратился
исключительно в бумажную работу, и эмоциональная сторона бизнеса оказалась
утрачена. Наступила не стабильность или успокоенность, а самая настоящая тоска.
Скучно бизнесом заниматься, когда все идет ровно, по накатанной. Именно на этом
этапе бизнес начинает доставать. Многие начинают «зависать», не только я. Так
появился новый проект – сеть магазинов «Лидер».
Рекламные кампании «Лидера» стали
последней встряской. Я принимал участие в раскрутке нового бренда.
Сочинительство и продвижение оказалось ново для меня и приносило кайф.
Одновременно реклама стала возможностью задействовать себя, повеселиться,
отвлечься. Я чувствовал избыток сил, энергии, которые нужно было куда-то
девать. Сейчас то время вспоминаю как самый активный период в своей жизни: я
много прыгал с парашютом, взял бронзу на чемпионате Европы по фитнесу, черт
знает сколько дал интервью по поводу очередной рекламной кампании «Лидера».
Шумихи вокруг него было море, ведь люди по-разному относились к проекту, но
криминала в этих кампаниях не было – они были шутливыми. Человек свободный
от предрассудков легко расстается со стереотипами. Те, кто неадекватно
воспринимали рекламу, считали ее непозволительной, делали это в силу собственной
ограниченности. Дело вовсе не в морали и не в уроне ценностям общества. Весь
антагонизм борцов против рекламы строился исключительно на их внутренних
проблемах. Я действительно так думаю. Что мне сейчас защищать? Магазинов уже
нет. Каяться за рекламу не собираюсь. Это было весело. Правда, тогда у меня
оставался внутренний барьер: «А как к этому отнесутся? А не навредит ли это
бизнесу?» Если бы что-то подобное я делал сейчас, то делал бы это еще менее
осторожно и более откровенно. Но не хочу – наигрался. Когда теряешь
интерес, легко отпускаешь.
Часто мы боимся расстаться с
чем-то в своей жизни, продолжаем тащить за собой, хотя это становится
обременительно. Думаем: «Что со мной будет, если все брошу?» У меня много
друзей занимаются бизнесом, и когда я стал закрывать магазины, они, встречая
меня, интересовались: «Как же так? Как же ты теперь?» И я слышал в их голосе
тревогу, волнение. Каждый проецировал ситуацию на себя. Для многих
бизнес – это основное, то, в чем погрязаешь по уши, чем заполняешь свою
жизнь. И вдруг от этого отказаться… Все боятся, что ждет пустота. Кроме того,
есть стереотип, что нужно быть успешным, а показатель успеха – количество
денег. Круто быть успешным бизнесменом и совсем не круто – непризнанным
художником. Оттого человек по задумке природы должен быть одним, а идет и
становится другим. Как у Крылова в басне, когда лиса пыталась пить из кувшина,
а журавль – есть с блюда. Котовасия – многие не на своем месте и
страдают. Потому что невозможно не страдать. Я делал попытки заглушить в себе
недовольство, думал, может, стоит продолжать и что-то еще выгорит. Был в другом
городе, когда получил окончательный импульс и понял, что техника меня больше не
интересует – наелся и бизнесом, и ролью руководителя. Как вернулся, стал
сворачивать дела и за полгода закрыл все магазины, помещения сдал в аренду и с
экономической точки зрения только выиграл.
Жалел ли я о сделанном? Нет,
чувство вины – патологично и разрушительно. Кто знает, правильно ты
поступаешь или нет. В силу своей ограниченности мы не всегда способны
разглядеть в событии новые возможности и воспринимаем их узко, однобоко. С
годами все начинает видеться иначе. То, что сегодня кажется неудачей, вдруг
окажется большим благом. Когда мы о чем-то жалеем, значит, не догоняем смысл
происходящего, жизни не доверяем. Мне нравится притча про старика. У него была
одна-единственная лошадь, и вдруг она потерялась. Пришли односельчане и
говорят: «Надо же, какое у тебя горе!» А старик отвечает: «Может быть».
Проходит время, возвращается его кобыла беременной. Соседи приходят: «Как тебе
повезло – теперь у тебя две лошади!» А он опять: «Может быть». Жеребенок
подрос, сын стал его объезжать, упал и сломал ногу. К старику опять соседи с
причитаниями, дескать, горе-то какое. «Может быть», – отвечает. На
следующий день по указу царя всех парней забрали в армию, а сын старика остался
с гипсом. Соседи опять привалили, завидуют. И так до бесконечности можно
рассказывать. Одно точно – без шторма не прочувствуешь штиля. После очередного
поворота жизнь приобретает новое качество.
Если бы я знал, чем хочу
заняться... Пока не чувствую, на что с желанием, с удовольствием, без сомнений
направить свои силы. Потребность в самореализации есть у всех и всегда, и люди
пишут о ней толстые книги. Для меня это когда ты что-то делаешь просто потому,
что не можешь не делать. Я уничтожил свой бизнес на том этапе, когда понял, что
это не моя ноша, мне неинтересно и я каменею. Он работал без моего участия и
перестал быть точкой моего приложения. Теперь может появиться что-то другое.
Иногда чувствую себя человеком,
который не делает ничего. Как рантье, который однажды позаботился, вложил
деньги и живет на капающие проценты. Этот фантом каждому из нас вбивают в
голову с детства: нужно работать в поте лица и чтобы руки обязательно в
мозолях. Поэтому многие даже в отпуске испытывают угрызения совести за то, что
позволили себе отдохнуть. Но я знаю, что это мое нынешнее состояние – не
безделье. Но найду ли то, что станет приносить мне радость и удовольствие –
не знаю. Может и нет.
Штрих
В чем никогда не признаются бизнесмены
Неправильно думать, что люди
занимаются бизнесом только ради денег. Порой главную роль играют сопутствующие
вещи, некая вторичная выгода. Например, к крупному бизнесмену всегда повышенное
внимание, и человеку нравится купаться во внимании и любви, которых ему по
жизни не хватает. Но многие даже в этом себе признаться не могут или даже не
осознают.