Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Сергей Сисошвили: «УБРиР диверсифицировал свою ресурсную базу»

Российские компании, планирующие выпуск еврооблигаций, сегодня рискуют, как никогда. Свободных мест на рынке практически не осталось, а не угадать со временем выхода — значит понести расходы впустую.

Выпуск облигаций российских компаний за рубежом закрывает сразу несколько задач. Эмитенты получают хорошо отрегулированную процедуру займа, которая проходит сразу в нескольких странах, и положительную кредитную историю на мировом финансовом рынке. Инвесторы освобождаются от налогов и получают надежный инструмент вложений — к «новичкам» на рынок первичных облигационных займов предъявляются высокие требования. Пожалуй, единственный серьезный риск, встающий перед будущими эмитентами «евробондов», — выпуск не ко времени. И его невозможно минимизировать, констатирует директор департамента международного бизнеса УБРиРа Сергей Сисошвили. Чуть больше года назад УБРиР дебютировал за рубежом с облигационным займом на сумму $68 млн, а недавно выплатил по нему второй купон на $4 млн. В 2013 г. в рамках Программы еврокоммерческих бумаг банк выпустил четыре транша бумаг на общую сумму более $100 млн (последний транш на сумму $7,5 млн подлежит погашению в сентябре 2014 г.). Руководство банка планирует еще один заход на международный долговой рынок, но из‑за политической напряженности эти планы пока стоят на паузе.

Сергей Сисошвили: «УБРиР диверсифицировал свою ресурсную базу»  1

Сложилось впечатление, что после кризиса взаимный интерес крупных российских компаний, и тем более банков, и зарубежного рынка капитала ослабел. Почему УБРиР пошел против тренда и выпустил евробонды?

— Во‑первых, перед нами стояла задача диверсифицировать ресурсную базу, чтобы снизить зависимость от депозитов наших клиентов и средств акционеров. Во‑вторых, нам была нужна кредитная история на западных рынках. Размещение мы планировали достаточно долго, и банку надо было вырасти до определенного размера, получить от международных агентств как минимум рейтинг B — это порог вхождения на рынок евробондов. Как только мы доросли до нужных показателей, стали заниматься размещением.

Как, в двух словах, происходит процедура размещения?

— Для размещения компании обязательно нужны две вещи: отчетность по МСФО и уверенность в собственных силах. Потом выбирается банк‑организатор займа (не обязательно западный, сегодня на мировом рынке работает и несколько российских структур) и создается компания спецназначения, через которую будет производиться выпуск. Как правило, эти компании регистрируются в Ирландии или Нидерландах: это страны с особой юрисдикцией, позволяющей избежать двойного налогообложения при размещении облигаций на западных рынках. Создается проспект эмиссии, где описываются вся деятельность и все риски эмитента. Затем проходят встречи с инвесторами, открывается книга заявок и собирается пул инвесторов, которые выкупают облигации.

По каким критериям вы выбирали организаторов размещения?

— Мы руководствовались репутацией и историей компаний. Немаловажный момент — наличие отношений между эмитентом и организатором выпуска. Ведь по сути организатор становится лицом займа: он общается с потенциальными инвесторами, представляет им эмитента, формирует проспект и книгу заявок. Разумеется, большое значение будет иметь то, насколько хорошо он знает «кухню» эмитента. Тем не менее, организатора мы выбирали через тендер: список андеррайтеров зарубежных займов известен и, на самом деле, не очень‑то широк. В России их не больше пяти. Хотя сейчас, в связи с политической нестабильностью, иностранные организаторы снижают объемы работы с российскими эмитентами, так что мы ждем появления новых игроков.

Столь узкий выбор — это хорошо или плохо для эмитента?

— Это палка о двух концах. С одной стороны, это хорошо, потому что в нескольких компаниях сосредоточены почти все отраслевые профессионалы необходимого уровня. С другой стороны, эти профи знают себе цену, и узость рынка позволяет им удерживать ее высокой. Но западные инвестбанки приостанавливают деятельность с российскими эмитентами. К тому же часто бывает, что спрос на услуги какой‑то одной компании резко падает и ее сотрудники вливаются в другие структуры или создают новые. Так что сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы список организаторов расширялся.

Что стало самым сложным при подготовке выпуска?

— Сделать так, чтобы не сработал риск, довлеющий над всеми российскими эмитентами еще со времен кризиса 2008 г., — угадать со временем и местом размещения. Рынок евробондов очень волатилен, свободные «окна» на нем постоянно закрываются, и если не попасть в такое «окно», выпуск затянется. А подготовка выпуска — процесс не только длительный, но и затратный. В 2013 г. с «окнами» было проще, чем сегодня, поэтому у нас все прошло гладко. Это, наверно, единственный серьезный риск для эмитента, и от него, к сожалению, нет страховки, потому что он зависит от внешних факторов, на которые российские компании не могут влиять.

Как обострение международных отношений сказывается на поведении ваших инвесторов?

— Мы видим, что резко меняется поведение как иностранных, так и российских инвесторов. Наши бумаги покупали, в основном, консервативные зарубежные инвесторы, которые получают прибыль за счет ставки по купону, а не за счет их купли‑продажи. В их поведении для нас пока ничего не меняется.

Кто вообще является целевой аудиторией российских облигационных займов за рубежом?

— Инвесторы из Европы, в частности Швейцарии, Люксембурга, Великобритании, а также стран Скандинавии и Азии. Кстати, азиаты — консервативные инвесторы: они заключают большие объемы сделок, и это позволяет им получать приличную прибыль по ставкам облигационных займов.

Рынок евробондов открыт не для всех компаний. Каков минимальный порог входа на него?

— Объем сделок — в среднем $100‑150 млн. Хотя бывают сделки и на $30‑40 млн.

Довольны ли вы текущими результатами займа и есть ли планы на дальнейшее размещение?

— Довольны, и планы развивать это направление тоже есть. Но, как я уже сказал, это очень волатильная зона, поэтому мы пока сосредоточились на работе с внутренним рынком капитала. Когда ситуация на рынке евробондов изменится в лучшую сторону, не возьмусь прогнозировать. Его развитие — сложный процесс, и любой прогноз здесь будет больше попаданием пальцем в небо.

Анатолий Ефремов

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.