Сергей Видяев:«Деньги лучше занимать, когда их много»
досье Сергей Видяев В сфере финансовых услуг — с 1994 г. В «Тройке Диалог» участвовал в размещении облигационных займов для ОАО «Северсталь», ОАО «ФСК ЕЭС», Московской и Самарской областей, Русфина
Почему плохо не иметь дыр в областном бюджете
Чем долги региона полезны для местного бизнеса
Почему экономисты областного кабинета министров просчитываются
досье
Сергей Видяев
В сфере финансовых услуг — с 1994 г. В «Тройке Диалог» участвовал в размещении облигационных займов для ОАО «Северсталь», ОАО «ФСК ЕЭС», Московской и Самарской областей, Русфинансбанка, ОАО «Магнит», ОАО «Аптечная сеть 36,6», ЗАО «ФК Еврокоммерц» и др.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: корпоративные финансы, первичное размещение долговых инструментов.
Образование: 1990-1994 гг. — Уральский государственный экономический университет;
1996-1997 гг. — London School of Economics and Political Science, специальность — «Корпоративные финансы и бухгалтерский учет»;
2002-2003 гг. — MBA в бизнес-школе при Boston College (США).
карьера: 1994-1995 гг. — Уралкомбанк, валютный дилер;
1995-1996 гг. — Уралвнешторгбанк, валютный дилер;
1997-1998 гг. — Zurich Investment Management (Лондон), аналитик по долговым инструментам;
1999-2001 гг. — ИК «Уником Партнер», заместитель генерального директора;
с 2002 г. работает в ИК «Тройка Диалог» (директор филиала компании в Екатеринбурге);
в настоящее время — партнер компании «Тройка Диалог», директор управления инвестиционно-банковской деятельности ИК «Тройка Диалог».
Свердловская область — регион-донор. Иными словами, за счет собранных на Среднем Урале налогов ежегодно получают финансовые впрыскивания такие депрессивные субъекты РФ, как Ингушетия или Республика Тыва. А если проводить аналогии до конца, то Свердловская область, со своим мощным металлургическим комплексом, уже давно почетный донор России. И как всякий почетный донор, гордится этим статусом. Точнее, своей бюджетной независимостью: в последние четыре года доходы региона неизменно преобладали над расходами. А по объему бюджета область не покидает первую десятку.
При этом в апреле 2008 г. глава свердловского Минэкономики и труда Михаил Максимов впервые публично признал, что отсутствие прорех в бюджете — минус для региона. «И для бизнеса в регионе тоже», — дополняет Сергей Видяев. Через месяц после заявления министра г-н Видяев приехал, чтобы доказать чиновникам: область должна быть готова к публичным заимствованиям.
Обычно к займам прибегают, когда не хватает собственных средств. Но это не наш случай. Зачем долги Свердловской области — региону с профицитным бюджетом?
— Это интересный вопрос. С одной стороны, профицитный бюджет — это позитивный фактор. Но почему тогда Свердловская область отстает от других по уровню вложений в дорожное строительство или в образование? Отстает, не имея недостатка средств, если судить по ее бюджету. Капитальные расходы на каждого свердловчанина составляют 1 900 руб. в год — в полтора раза меньше, чем в не такой богатой Иркутской области. Или же на каждого жителя здесь приходится 4,3 м дорожного покрытия — не самый плохой результат, но хуже, чем в Ленинградской, Липецкой, Новосибирской и той же Иркутской областях. Кстати, в перечисленных регионах бюджеты дефицитны.
Дефицит возникает там, где расходная часть бюджета значительна. Таковой она может быть в том случае, если регион инвестирует в свое развитие, вкладывается в инфраструктуру на должном уровне. Под инфраструктурные проекты приходят крупные инвесторы. Если у структуры, которую профинансировал стратегический инвестор, элементарно нет возможности подключиться к источнику электроэнергии, зачем в это вкладывать деньги? В целом же, если говорить о потенциале роста, регионы с дефицитом бюджета способны развиваться быстрее, чем остальные.
Получается, что Свердловская область просто недостаточно тратит на инфраструктуру?
— Думаю, да. И как следствие, не идут проекты, которые могли быть профинансированы за счет привлеченных средств. Не отличаются многообразием источники пополнения бюджета. В структуре промышленности области 48% занимает черная и цветная металлургия. Металлургический сектор — основной донор: он дает свердловскому бюджету 28% его доходов или 66% поступлений по налогу на прибыль. Значит, можно предположить, что есть опасная зависимость от конъюнктуры мирового рынка металлов. Выход из этой ситуации — привлекать заемные средства.
Дефицит бюджета — необходимое условие для займа. Необходимое, но недостаточное. Важное условие — наличие серьезных программ социально-экономического развития. У Свердловской области они есть, и можно думать о выпуске облигаций. Многие регионы России уже прибегали к облигационным займам и преуспели: строят дороги, тратят больше на здравоохранение, образование.
Почему просто не занять денег у банков? Многие регионы так делают.
— Субъектам Федерации больше подходят публичные формы заимствования, чем кредиты. Облигации нацелены на максимально широкий круг инвесторов, в том числе институциональных. А значит, деньги для области будут более дешевыми. Формируется публичная история заимствований, чего не происходит при банковском кредитовании. Облигационные займы позволяют управлять долгом, в то время как банки предлагают заемщику менее гибкие условия.
Недостаток средств — перспектива для региона более близкая, чем принято считать в Министерстве экономики и труда области, объясняет Сергей Видяев. «Положительных результатов пока удавалось добиваться, поскольку показатели бюджета привязаны к стоимости металлов, а она в последние годы в целом динамично росла. Но если завтра на мировом рынке снизится экономическая активность и цена на горячекатаный лист упадет, в свердловском бюджете появится дефицит», — указывает он на кривые на графике исполнения бюджета в последние годы (см. «Статистику» на стр. 47).
Составители свердловского бюджета наверняка учитывают такую вероятность.
— Если подобная ситуация продлится больше чем полгода, то остро проявится необходимость в дополнительном финансировании. Плюс станет отчетливо видно, что четыре последних года, пока существовал профицитный бюджет, ничего не сделали для диверсификации экономики региона и снижения зависимости бюджета от мировой конъюнктуры.
Образно говоря, эта металлическая «гиря» сейчас мешает области развиваться. Последние годы, как только цена на металл снижалась, исполнение плана бюджета по доходам падало. Расхождение между реальностью и тем, что планировали аналитики в областном правительстве, доходило до 10-15% — разница в десятки миллионов рублей. Особенно показателен 2003 г., когда металл сильно подешевел. Таким образом, мы во всей красе видим зависимость региона от сырьевых рынков. Это неправильно, от этого необходимо отходить.
Сегодня почти 100% обязательств Свердловской области существуют в виде госгарантий. Бюджет выступает фактически поручителем за бизнесменов перед банками. Как правило, такого поручителя получают компании — участники целевых программ, например агробизнес крупных холдингов. Вы предлагаете принципиально менять структуру обязательств области. В чем выгода?
— Одно не исключает другого. Госгарантии позволяют регионам проводить важные социальные программы, в том числе жилищные. На примере других областей видно, что жилищные корпорации успешно сочетают этот инструмент с облигационными займами. Например, в Оренбургской области местная ИЖК в 2007 г. привлекла заем в 1 млрд руб. Она получила деньги по низким ставкам, под 9,24%, только потому, что этот регион — хороший заемщик. Схожие примеры были в Московской и Кемеровской областях. То есть облигационный заем сам по себе не панацея. Просто региону нужно использовать все инструменты для проведения более гибкой политики заимствования.
Но госгарантии — осознанный выбор Свердловской области. Как вы собираетесь убеждать чиновников в необходимости перемен?
— Гарантии просто нужно применять точечно и более продуманно. В частности, Свердловское ипотечное агентство (САИЖК) могло бы использовать их для привлечения более дешевых средств.
Занимать менее 1 млрд руб. невыгодно и регионам, и потенциальным инвесторам: слишком скромная сумма. Но каким бы ни был эмитент, набор рисков на долговом рынке примерно одинаков: или цена денег будет слишком высокой, или сами облигации окажутся неинтересными, или не удастся расплатиться вовремя. Безусловно, риски просчитывают заранее и по возможности минимизируют, однако инвесторы сейчас относятся к облигациям с опаской.
Российским областям, краям и республикам при размещении облигаций вскоре станет необходимо подробно расписывать, на что будут потрачены заемные средства. Как показывает опыт, до сих пор такие денежные потоки вливались в океаны региональных бюджетов и растворялись в них бесшумно и бесследно.
Вы участвовали в размещении облигационных займов некоторых областей. Эмитенты указывают, на что будут израсходованы привлеченные деньги?
— Обычно это жестко не оговаривается. Но информацию о планах расходования средств хорошо воспринимают инвесторы. В этом случае они понимают, что деньги будут направлены на развитие инфраструктуры, бизнеса, а не только на социальные выплаты. Но, как правило, гарантами того, что средства не проедят, становятся адекватные региональные руководители.
Кто определяет степень адекватности?
— Это всегда совместная работа заемщика и организатора займа — грамотное проведение маркетинговых мероприятий, масштабная информационная поддержка.
У нас, к счастью, такого опыта не было: мы работали с грамотными управляющими. Ведь неэффективное управление ставит под угрозу обслуживание долга.
Вы говорите, сложно отследить, на что регионы тратят заемные деньги. И все же есть примеры их успешного использования?
— Если говорить об облигациях, размещением которых занимались мы, прошло слишком мало времени, чтобы оценить экономический эффект. Но могу привести пример Мордовского республиканского ипотечного агентства. В Саранске при помощи привлечения заемных средств строится жилье для льготников. Однако до сих пор свои планы регион финансировал за счет банковских кредитов, не выпуская облигаций. Лишь когда возможность привлечения кредитов иссякла, они стали рассматривать варианты финансирования через долговой рынок.
Если все-таки прописать структуру расходования денег, обозначить ключевые отрасли, это сильно повлияет на успех размещения?
— Это будет дополнительным плюсом для заемщика — если он обозначит целевое использование средств и доказательно представит инвесторам свои программы развития. Поскольку «Тройка Диалог» помогала областям в размещении, мы не настаивали на этом, особенно когда интерес к субфедеральным облигационным займам был высоким. Наверное, сейчас, когда инвесторы стали осторожнее, стоит пересмотреть эту позицию и указывать, как будут использованы средства.
Кроме того, если деньги привлекаются под целевую программу, скажем, для строительства дорог, бизнес их получает практически напрямую — через механизм тендеров. Как, например, компании — производители материалов — асфальта или щебня.
Какие еще риски существуют при размещении субфедеральных займов?
— Главный риск связан с ликвидностью: на рынке может не оказаться ресурсов ни по каким ценам. Впрочем, если подобное происходит, то денег в принципе ждать неоткуда, в том числе и от банков. Если же такой проблемы нет, то всегда найдется равновесная цена, по которой можно осуществить заимствование. Для облигаций Свердловской области уж точно всегда найдется покупатель как среди российских, так и среди зарубежных инвесторов.
Но нехватка ресурсов сейчас как раз актуальна.
— Да. И на рынке были проблемы с размещением региональных заимствований, вызванные глобальным кредитным кризисом. Последствия этого кризиса продолжались примерно полгода, начиная с сентября 2007 г. и заканчивая мартом 2008 г. Если говорить о будущем тренде, эмитенты могут пересмотреть структуру своих займов. Например, когда региону требуется 10 млрд руб., этот заем может быть размещен не целиком, а в два или три транша. Инвесторы воспримут это более правильно.
Бывает ли, что регион не может рассчитаться на долговом рынке? Как при размещении учитывается этот аспект?
— Раньше это было, хотя мы с подобным не сталкивались. Фактически есть два пути: выпустить еще один инструмент для рефинансирования существующей задолженности или взять кредит в банке. Долг может быть погашен даже за счет бюджетных поступлений. Что предпочесть — решает регион. Наихудший сценарий — объявить дефолт.
Можете прикинуть, насколько крупный заем требуется Свердловской области? И какова для нее прогнозная цена?
— Сейчас я не готов ответить на этот вопрос. Я приехал не для того, чтобы оценить, сколько денег нужно области, а для того, чтобы уточнить, какой метод пополнения бюджета может быть использован. Что касается оптимальных объемов средств, то, думаю, дебютный заем в 5-10 млрд руб. никого бы на рынке не испугал. Более того, его восприняли бы позитивно.
Если говорить о ценах, необходимо отметить: чем длиннее деньги, тем они дороже. Если бы Свердловская область размещала облигационный заем на три года, ставки были бы в диапазоне 8-8,75% годовых. Это сопоставимо с показателями Московской или Самарской областей.