Сергей Киселев: «Мы просто говорим бизнесу: ребята, мы готовы разделить с вами риски»
Сегодня за инвесторов ведут борьбу несколько десятков российских регионов. Крупные проекты достаются тем, кто может предоставить бизнесу максимум — инфраструктуру, кадры и гарантии.
Корпорация развития Среднего Урала не первый год привлекает в Свердловскую область крупных инвесторов и курирует инвестпроекты, многие из которых являются пилотными не только на Урале, но и в России. Инвестпривлекательность региона складывается из нескольких факторов: это и доступ к заемным деньгам и льготам, и инфраструктура, и растущий рынок. Но в первую очередь бизнес ждет возможности разделить инвестиционные риски с государственной структурой. О том, как эту возможность обеспечивает КРСУ, в интервью DK.RU рассказал генеральный директор корпорации Сергей Киселев.
На днях свердловский губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о создании АНО «Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области». Зачем еще нужна еще одна структура для работы с инвесторами?
— Работа с любым инвестором — процесс сложный и многогранный, требующий от нас огромного количества компетенций. Задача КРСУ — заниматься практическими сторонами этого процесса.
Сегодня в структуре инвестиций львиную долю занимают собственные средства компаний, доля заемного финансирования (прежде всего, банковского) сокращается. Наша задача —так выстроить финансовые и правовые модели инвестпроектов, чтобы средства банков появлялись в них в большем объеме. Здесь речь идет о развитии механизма государственно-частного партнёрства, создании инфраструктуры для бизнеса, о том, чтобы позволить инвестору разделить с нами риск в прединвестиционной фазе. Также это комплексное сопровождение проектов, которое осуществляет корпорация, куда входит и подготовка бизнес-плана, и выход с заявками на статус ПИП (приоритетный инвестиционный проект) или статус резидента ТОСЭР.
Но в работе с инвесторами есть и внешняя сторона: о регионе и его инвестиционном потенциале нужно постоянно рассказывать. Нам, как акционерному обществу, сложно продвигать регион с помощью конгрессно-выставочной деятельности. Во-первых, это требует других механизмов финансирования, а во-вторых, это тяжелая работа, которой надо заниматься постоянно и целенаправленно, а не наскоками — «у нас появились деньги, давайте поучаствуем в какой-нибудь международной выставке». Именно ею и займется, в первую очередь, АНО «Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области». А нам надо более глубоко заниматься нашими основными направлениями деятельности, в том числе — налаживать сотрудничество с малым и средним бизнесом.
Как ведется поиск инвесторов и инвестпроектов: бизнес приходит к вам или вы к бизнесу?
— По-разному. На наш сайт в год приходят тысячи индивидуальных обращений, но конверсия не впечатляет: из них выстреливает 4-5 проектов. Инициаторами всех крупных инвестпроектов практически всегда являемся мы. Мы выделяем сферы, в которых у региона есть преимущества с точки зрения инфраструктуры, близости к рынку, возможности получить льготы и найти кадры. Затем подбираем ведущих игроков этих рынков и выходим на них, доказывая, что развитие на нашей территории будет им более выгодно — за счет готовой инфраструктуры, короткого логистического плеча, льгот, и в результате — за счет снижения капитальных затрат. Примеры таких проектов — «Полиметалл», который в декабре стал резидентом территории опережающего развития в Краснотурьинске, и будет строить там фабрику по переработке руд и получению концентратов (исходное сырье в производстве меди, цинка, золота и серебра). Крупнейший переработчик дерева «СТОД», который зашел в Верхнюю Салду — это тоже результат анализа рынка и нашего целевого предложения.
Подписание соглашения с Группой компаний «ТА Битум» о строительстве в Екатеринбурге Уральского битумного терминала
Что необходимо для того, чтобы «заманить» инвестора на территорию — инфраструктура, льготы, кадры?
— Все важно в равной степени. Прежде всего, инвестору необходимо показать, что здесь есть рынок — сырье, кадры, потребность в их продукции или услугах. Например, «СТОДу» важно, что в Свердловской области большая расчетная лесосека — 24,3 млн кубометров, и они могут найти лес в аренду для производства LVL-балок. С другой стороны, в регионе достаточно большой объем заготовки — 8 млн кубометров, и, следовательно, большой объем отходов заготовки — низкотоварной древесины, которую «СТОД» использует для производства OSB-плит.
«Полиметаллу» мы тоже показали, что здесь хорошая сырьевая составляющая, есть кадры (а это очень важно). Кроме того, ТОР Краснотурьинск позволит снизить капитальные затраты за счет действующих льгот, а другие инструменты позволят развивать проект, в том числе, за счет федеральных ресурсов. Сейчас как раз прорабатывается вопрос привлечения в проект средств Фонда развития моногородов для софинансирования строительства железнодорожной инфраструктуры фабрики.
Сколько сегодня существует мер поддержки для бизнеса?
— На разных уровнях и в разных сферах их более 400. Причем, далеко не всегда они связаны непосредственно с финансированием, потому что зачастую инвестору нужны не деньги, а услуги и гарантии. Иногда достаточно создать на «голой» для бизнеса территории SPV- компании, чтобы инвестор туда пришел. Простой пример. Сегодня в свердловских городах есть проблема с гостиницами, потому что нет потока гостей, а потока гостей нет, в том числе, и потому, что нет гостиниц. И бизнес открывать их не будет: зачем ему ехать в Краснотурьинск или Невьянск, если он может сделать это в Екатеринбурге? А государство не должно заниматься бизнесом, да оно и не умеет это делать. Но государство должно и может формировать условия и механизмы, которые позволят бизнесу развиваться. Мы можем создать SPV- компанию, которая будет заниматься развитием сетей, проведет анализ рынка, составит бизнес-план, решит земельные вопросы, выступит от нашего лица гарантом для привлечения заемных средств. Все это сэкономит предпринимателю массу времени, сил и денег. Такие компании бизнес вполне охотно покупает, потом мы выходим из неё, и инвестор уже сам развивает объект на таком «нагретом» месте.
А зачем Краснотурьинску гостиницы? Довольно сложно представить, что туда толпой повалят праздные туристы, даже если там появятся хорошие отели.
— Когда мы проводили в Краснотурьинске бизнес-акселератор, когда мы везем туда делегацию инвесторов показать индустриальный парк «Богословский», мы постоянно сталкивались с нехваткой мест размещения и всегда кому-то приходилось ночевать в Серове. При этом гостиница — это частный пример. В таких городах вообще нужно создавать благоприятную обстановку: рестораны, школы, дороги, качественное жилье. Знаете, кто выступает главным противником инвестпроектов в таких моногородах? Жены топ-менеджеров и собственников! Как бизнесмен объяснит своей супруге необходимость переезжать в какой-нибудь медвежий угол? Да и сам бизнесмен, если не увидит в городе благоприятной городской среды, не захочет развивать здесь бизнес. А управлять проектом в Краснотурьинске из Екатеринбурга долгое время невозможно. Про жен я, конечно, несколько преувеличиваю, но доля правды в этом есть: новую территорию бизнес должен воспринимать как обжитый дом, а не как времянку. Поэтому города необходимо развивать комплексно совместно с муниципалитетами.
Насколько охотно банки финансируют такие проектные компании?
— Охотно. У кредитной организации существуют определенные требования к проектам, которые они готовы финансировать. И часто бизнес и банки напрямую не могут найти общий язык, нужно третье лицо — гарант проекта. Например, в проектах государственно-частного партнерства банкам необходимо увидеть понятную финансовую модель, в которую будут увязаны все стороны. Так, на принципах ГЧП мы будем строить школу в Краснотурьинске. И необходимо увязать в один проект всех участников процесса — и банк, и строительную организацию, которая будет возводить школу, и муниципалитет как заказчика. И это только кажется, что создать бизнес-план, финансовую модель, правовую модель такого партнерства просто! Но мы научились это делать. Сейчас мы подписали соглашение с «Газпромбанком», и фактически становимся их фронт-офисом по реализации таких проектов. Это, с одной стороны, признание качества концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, которые разрабатывает КРСУ, с другой стороны, это четко определенная возможность для частного партнера получить банковское финансирование.
Что сегодня делает КРСУ для поддержки проектов малого и среднего бизнеса?
— Мы начали заниматься этим направлением недавно. Первым делом спросили у бизнеса: что нужно? Они ответили, что нужны деньги, и мы довольно успешно начали поддерживать представителей малого бизнеса в переговорах с банками и фондами, принимая часть рисков и ответственности за их проекты на себя, выступать поручителем при оформлении займов в СОФПП. Недавний пример: свердловский Фонд поддержки предпринимательства выдал заем под наше поручительство под производство сыра в Краснотурьинске, и оно действительно начало развиваться! Туда уже съехались три или четыре сыровара, покупают молоко у местных фермеров, производят свою продукцию, кафе открыли.
Кроме того, малому бизнесу необходимы рынок и кооперация, ему необходима уверенность в том, что его продукция будет востребована. И этим мы занимаемся, опять же под свое поручительство «сводя» местный малый и средний бизнес с крупняком. Плюс, как и крупный бизнес, представители МСБ нуждаются в инфраструктуре.
Я так понимаю, потребность в инфраструктуре должен закрывать индустриальный парк «Богословский»?
— Да, мы создали Богословский бизнес-инкубатор в ответ на запрос малого и среднего бизнеса, которому не хватает готовых производственных площадей. Честно говоря, из-за отсутствия опыта строили по очень обобщенным параметрам, но все равно представители бизнеса выстроились к нам в очередь. Учитывая спрос, сегодня ведется проектирование второго бизнес-инкубатора.
Сегодня наша задача — управлять этим бизнес-инкубатором на высоком уровне и держать арнедную ставку не более 150-200 руб. Это в Краснотурьинске. Но потребность в качественных и доступных площадках для малого и среднего бизнеса и их дефицит очень ощутимы в Екатеринбурге.
42% обращений в КРСУ по подбору площадки приходится на помещения площадью 1,5 тыс. кв м. Это так называемый формат лайт-индастриал — готовые современные цеха и склады «мелкой нарезки». Примеры со сносом завода «Ураплатик» и завода имени Воровского показали, что выселенным субарендаторам — представителям малого и среднего бизнеса, просто некуда съезжать. Ветхий промышленный фонд уже не интересен бизнесу из-за своей изношенности, несоответствия современным форматам производства и большим вложениям, которые нужны для ремонта помещений. Девелоперы пока без ажиотажа относятся к такому формату. Дело в том, что экономически эффективной модель строительства лайт-индастриал (с учетом стоимости земли для девелопера) становится при ставках аренды 400-500 за кв м., а для субъектов МСП, в основном, приемлемой является аренда до 300 руб. за кв.м в месяц. И потребность в таких комплексах будет только расти, поэтому необходимо создавать системные механизмы их строительства, обеспечивая приемлемую арендную ставку. Мы понимаем, что нехватка предложения в данном сегменте является сдерживающим фактором для инвестиционной активности бизнеса.
Корпорация сегодня ведёт работу с органами власти, девелоперами, с собственниками индустриальных парков по выработке механизмов и созданию таких объектов, в том числе, с привлечением региональных и федеральных механизмов господдержки.
Бизнес-инкубатор в «Богословском» построен в формате лайт-индастриал
Какие сектора экономики сегодня интересны для инвестиций?
— Их довольно много: интересны добыча, лесозаготовка, в прошлом году больше 1 млрд руб. было вложено в сельскохозяйственные объекты. Уральский рынок сельхозпродукции очень емкий: только Екатеринбург съедает ежегодно на 1 трлн руб. Но зачем ограничиваться одним регионом? У нас сегодня 4,5 млн Га сельхозугодий, а задействован только 1 млн. Почему бы не вкладывать деньги в сельское хозяйство и не продавать продукцию в Китай? Сейчас мы работаем над созданием для этих целей совместного предприятия по поддержке экспорта с китайской стороной, и, судя по их примеру сотрудничества с Белоруссией, это может стать вполне успешным бизнесом. Белоруссия уже возит продукцию в Китай, и это выгодно, несмотря на транспортное плечо. Китайская сторона в свою очередь вложила около 400 млн долларов в развитие Витебска.
У нас уже есть успешные примеры: на Иннопроме мы познакомили уральского производителя пива с китайской компанией, и недавно был заключен договор на поставку первой партии. В Китае сформирован масштабный спрос на замороженные овощи, семена, масло, различные сладости.
Какие вы ставите перед собой задачи на будущий год?
— Мы выделили четыре блока задач. Во-первых, это управление землями промышленного назначения и развитие инфраструктуры для бизнеса. Сюда входит и работа с индустриальными парками и девелоперами с целью удовлетворения спроса на производственные, складские и логистические площадки, и развитие собственной базы недвижимости. Сегодня в нашей базе 530 площадок. Во-вторых, это работа над уже существующими проектами, участие в реализации значимых проектов региона — строительство конгресс-холла, выведение из кризиса завода «Фарфор Сысерти», создание условий для индустрии гостеприимства в городах.
Третье и очень важное — совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства. По этому направлению у нас накопилось проектов на общую сумму более 300 млрд руб. — это и высокоскоростная магистраль «Екатеринбург-Челябинск», и, конечно, школа, которую в будущем году начнут строить в Краснотурьинске. Это очень важный проект. Региону до 2023 года нужно создать 100 тыс. новых мест в школах, а бюджет позволяет строить не больше трех-четырех в год. Государственно-частное партнерство — это привлечение в реализацию важных социальных проектов внебюджетных источников финансирования. При этом сделки структурированы так, что выигрывают все стороны – общество, государство и бизнес, который получает прибыль на инвестируемый капитал. Школа в Краснотурьинске – наш «пилот», потом этот опыт будет тиражироваться на других территориях.
И четвертое направление — услуги бизнесу, бесплатные и монетизированные. Стоит понимать, что мы — не благотворители. Многие услуги бизнесу мы оказываем бесплатно (предоставляем всю первичную информацию о рынке, подбираем площадку), но есть то, за что необходимо платить. Условно: мы даем возможность бизнесу сэкономить сто рублей, но за это он должен заплатить нам 10 руб. — за компетенции наших специалистов, за бизнес-план, который одобрит PricewaterhouseCoopers. Сегодня у Корпорации есть успешные кейсы, когда бизнес-планы и финансовые модели, подготовленные КРСУ, помогали компаниям выйти на получение финансирования и делать выверенные шаги по запуску проекта. Среди них – открытое в 2018 году производство оливинового песка «Дуниты Урала», для которого КРСУ анализировала рынок и готовила бизнес-план.
Надо понимать, что мы — акционерное общество, а не НКО, мы должны сами зарабатывать. Безусловно, мы получаем дотации и инвестиции от государства, но это — целевые деньги. Чем более активно мы будем развивать это консалтинговое направление в будущем году, тем больше сможем сделать для бизнеса в регионе, разрабатывая новые механихмы поддержки, запуская новые проекты и выводя на более высокий уровень уже существующие.