Сергей Носов: При ухудшающейся экономике нужны проекты ГЧП
Сергей Носов, мэр Нижнего Тагила, привлекает инвесторов, которые помогут с реконструкцией освещения, переработкой ТБО и строительством моста через Тагильский пруд. Своими планами он поделился с DK.RU
Сетевые ритейлеры, уверявшие два года назад, что Нижний Тагил стал островком стабильности, взяли свои слова обратно. Оборот их магазинов падает. Это значит, что на заводах, где трудится большинство жителей города, дела идут неважно. Мэр города Сергей Носов признает, что трудности есть, и экономику Тагила нужно диверсифицировать. В частности, за счет туризма. Помимо «Российской выставки вооружений», интерес к которой растет, приезжих привлекают старые демидовские заводы, парк «Чистая Чусовая» и комплекс трамплинов на горе Долгой, считает он. Ближайшая задача – возводить гостиницы. По словам г-на Носова, перемены в Нижнем Тагиле заметны невооруженным глазом: город ремонтирует театр драмы, перестраивает набережную и реставрирует сторожевую башню на Лисьей горе. Поиск инвесторов, впрочем, затрудняет прохладный инвестиционный климат.
На расстоянии вытянутой руки
Хозяйство Нижнего Тагила – старые дома, разбитые дороги и полумертвый общественный транспорт – требует, чтобы власть навела порядок. Программу развития, где записаны все шаги, у муниципалитета есть. Нужны деньги, с которыми государственный бюджет расстается неохотно. Ждать можно долго, говорит Сергей Носов. Задача дня – привлечь частный капитал.
Два года назад вы говорили, что Нижний Тагил – один из самых недофинансированных городов России. Теперь денег хватает?
– Если не считать 2013 года, когда, благодаря вмешательству президента России, город получил средства на развитие, и губернатор Евгений Куйвашев, выполняя предвыборные обещания, помог со строительством дорог и инфраструктурными проектами, больше никакого движения не было. 2014 год прошел под знаком отсутствия финансирования и несбывшихся надежд.
Наполнение городской казны зависит от денег УВЗ и НТМК. Как они себя чувствуют в кризис?
– По прошлому опыту могу сказать, что любое падение курса рубля положительно сказывается на экономике предприятий, экспортирующих более 50% продукции. Курсовая разница работает им в плюс. В первую очередь это относится к НТМК. Уралвагонзаводу труднее – предприятие пострадало от западных санкций: ему пришлось отказаться от совместных проектов с иностранными партнерами, а значит, и от долгосрочных кредитов иностранных банков. На внутреннем рынке есть сложности со сбытом вагонов – гендиректор Олег Сиенко даже предлагал Дмитрию Медведеву, чтобы государство компенсировало РЖД проценты по кредитам на закупку подвижного состава. Но, я думаю, эта проблема решится, поскольку речь идет о технике безопасности, а изношенный подвижной состав увеличивает риски. Недавно председатель правительства поручил новому руководству РЖД разобраться с этим вопросом. И мы помним, что кризис – это поиск новых возможностей. Для УВЗ они связаны с последними разработками в военной сфере. При падающем рубле экспортный потенциал военной техники повышается. Выставка RAE призвана этому способствовать.
Наверное, если бы НТМК и УВЗ были зарегистрированы в Свердловской области, региональный бюджет собирал бы больше и делился с Нижним Тагилом?
– Очевидно, что предприятия должны платить налоги там, где они работают, так как экологические и социальные издержки достаются нам. Что такое 18% от общей суммы НДФЛ, за счет которых живет Тагил? Это гроши. Администрация города вынуждена ходить с протянутой рукой. Картина была бы совсем иной, если бы налоги, которые платят промышленные гиганты, в большей степени шли в город. За это надо биться. Вопрос можно решить на уровне региона – не обращаться же по каждому поводу к президенту. Нужен конкретный и четкий разговор губернатора с владельцами и руководителями компаний. Я уверен, они пойдут навстречу.
Если денег нет, как вы выкручиваетесь?
– Когда выяснилось, что обещанного финансирования можно не дождаться, мы начали привлекать на инфраструктурные проекты частный капитал. Согласитесь, что проще найти инвестора, за два года построить объект и потом еще 10-15 лет рассчитываться, чем 15 лет потихоньку вкладывать государственные средства. И проекты, запущенные в 2014-2015 гг. по схеме ГЧП, подтвердили нашу правоту. Это особенно важно при ухудшающейся внешнеэкономической обстановке.
А какие это объекты?
– В ноябре прошлого года администрацией города была разыграна концессия на строительство автодорожного мостового перехода через Тагильский пруд. Он разгрузит движение транспорта в центре города и свяжет промышленный район УВЗ с Гальяно-Горбуновским массивом, территорией жилищной застройки. О том, что мост необходим, говорят уже не один десяток лет. А до дела дошло только сейчас. Это крупный объект: его длина – более 500 метров. Объем инвестиций – 4,8 млрд руб. Дорожно-строительный холдинг «ЮКОН Групп», ставший концессионером, несет все затраты по строительству, на которое отпущено три года. Затем еще 10 лет будет отвечать за эксплуатацию моста, а городская администрация – рассчитываться с ним и оплачивать содержание объекта. Проезд по мосту будет бесплатным. Мы привлекли опытного проектанта – компанию «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург», в активе которой мост на остров Русский через бухту Золотой Рог. Рассчитываем, что Тагил получит хороший проект, где будут учтены все ноу-хау по части строительства и снижения стоимости. На подъездах к мосту предусмотрено 3,5 км четырехполосной дороги.
Вы сетовали на большое количество ветхих домов. Муниципалитет переселяет людей в новое жилье за свой счет?
– Собственный жилой фонд города старый, требующий ремонта, но на него, как и на возведение нового жилья, нет средств. Наша задача – создать условия для строительства. В прошлом году в Нижнем Тагиле было сдано более 100 тыс. кв. метров жилья – впервые за последние 20 лет. В том числе, 25 тыс. кв. метров комплексной застройки в микрорайоне «Муринские пруды». В этом году будет не меньше. Баланс определяет рыночное предложение и покупательская способность.
Екатеринбургские строители оценивают покупательскую способность тагильчан не очень высоко. Некоторые даже не планируют работать в Нижнем Тагиле.
– Тут все просто – у жителей Тагила должен быть выбор. Тому, кто готов приобрести квартиру по рыночным ценам, мы такую возможность предоставим. Менее обеспеченные граждане могут участвовать в программе «Жилье для российской семьи». Строить будут в жилом районе «Александровский-1». По условиям, стоимость квадратного метра не может превышать 35 тыс. руб. Плюс льготы по ипотеке. А как будет развиваться экономика дальше, сейчас никто вам не скажет – страна переходит на годовое планирование бюджета. И наши собственные планы – тоже на расстоянии вытянутой руки.
Вслед за Демидовым
Прогнозы, что ОЭЗ «Титановая долина» создаст рабочие места для Нижнего Тагила, не оправдались, считает Сергей Носов. Поможет ли градообразующим предприятиям проект ВСМ, в точности неизвестно. Один из вариантов на будущее – развивать Тагильскую агломерацию и налаживать связи с другими регионами. В частности, строить дорогу из Перми в Нижний Тагил.
По данным рейтинга АСИ, в Свердловской области условия для инвесторов хуже, чем в Челябинске, Тюмени, ХМАО-Югре и ЯНАО. Такое положение дел обидно для власти.
– Для власти, может, и обидно, а для бизнеса – печально. Знаете, первый звоночек прозвенел давно. Я присутствовал на собрании Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области, когда там оценивали инвестиционный климат в Свердловской области: более 50% собственников дали отрицательную оценку. По сути, это вотум недоверия власти. Власть, правда, делает вид, что ничего не случилось. Но это неправильно: если ты обнаружил у себя болезнь, ее надо лечить, а не скрывать. И чем быстрее, тем лучше.
В Нижнем Тагиле есть образцово-показательный пример ГЧП – госпиталь восстановительной медицины Владислава Тетюхина, где 25% бизнеса принадлежит региону. Тетюхин, наверное, не испытывает недоверия к местной власти. Вы ему помогаете, когда у центра возникают проблемы?
– Пока госпиталь строился, муниципалитет помогал. Сейчас мы не всегда можем это сделать, потому что возникают трудности иного порядка. В этом году речь идет о квотах Минздрава РФ на высокотехнологичные операции по замене суставов. Чиновники объяснили, что такие квоты выделяют только государственным медицинским центрам. Это тоже довольно странно: сначала частный капитал призывают развивать экономику, а когда инвестор появляется и вкладывает три миллиарда в крупный медицинский проект, государство поворачивается к нему спиной. Если мы хотим открыть шлюзы и пустить в страну инвестиции, нужно менять нормативную базу на федеральном уровне. Иностранцы, приезжавшие на ИННОПРОМ-2015, говорили, что законодательные неувязки делают их проекты нерентабельными. А инвестор – не благотворитель, это бизнесмен. Если с ним не считаются, он уходит.
На ИННОПРОМе Александр Мишарин презентовал проект высокоскоростной железной дороги, где основным инвестором выступает государство. У предприятий Нижнего Тагила есть шансы участвовать в поставках продукции?
– Опять-таки, к сожалению, производство стометровых рельсов для высокоскоростных магистралей НТМК так и не освоил. Завод выпускает только рельсы длиной 25 метров – для ВСМ они не годятся: слишком много стыков. Так что поставщиками будут другие производители. А грузовые вагоны УВЗ в состоянии передвигаться по железной дороге с высокой скоростью – они будут востребованы.
Когда начинался проект «Титановая долина», рассчитанный на внешних инвесторов, чиновники из областного правительства говорили, что рабочих и инженеров на предприятия ОЭЗ будут возить из Нижнего Тагила. Как вы считаете, скоро ли это произойдет?
– По информации, которая у меня есть, не скоро, хотя идея жизнеспособная. Почему «Титановая долина» за столько лет не добилась ощутимых результатов, если государство предоставляет резидентам ОЭЗ налоговые льготы? Техническую инфраструктуру там постепенно создают, и многое уже сделано. Однако инвесторы не спешат. Чего же им не хватает? Думаю, речь идет о доверии к власти, без которого экономические условия не работают. У других ведь получается. Есть примеры, когда дотационные регионы становятся донорами. Калужская область в этом смысле – одна из наиболее привлекательных. Там отбоя от инвесторов нет.
Два года назад губернатор подписал протокол о намерениях с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries, которая собиралась выпускать в «Титановой долине» оборудование для мусоропереработки, а в Нижнем Тагиле – строить мусоросжигающий комбинат. Есть ли уже результаты?
– Нет, и вряд ли будут. Японцы действительно приезжали в администрацию Тагила, чтобы рассказать об этом проекте. Его техническая сторона сомнений не вызывает. Однако до сих пор нет ответа на главный вопрос – кто будет платить? Затраты на строительство и оборудование завода оцениваются в $100 млн. И расчеты показывают, что эксплуатация завода потребует еще 60 млн руб. в год. Причем речь идет о дотации. Допустим, 60 млн руб. еще можно найти, но $100 млн – сумма неподъемная и для муниципалитета, и для региона. Я так и сказал: окупить подобные инвестиции невозможно в принципе. Тогда гости из Мицубиши с недоумением ответили, что утилизация отходов – это социальная ответственность государства. Япония тратит на эти цели около 2% ВВП – иначе столь масштабные проекты не реализовать. Сотрудники компании даже не сомневались, что запуск завода в Нижнем Тагиле оплатит российский бюджет.
То есть свои деньги они вкладывать не собираются?
– Нет, это совершенно бесперспективно. Уверения, что проект можно окупить за счет тепла и электричества, на мой взгляд, не выдерживают критики.
В 2013 г. вы предлагали объединить Нижний Тагил и ближние к нему города в агломерацию. Что из этого получилось?
– Городской округ Нижний Тагил включает в себя 23 сельских населенных пункта – он уже сам по себе агломерация. Что касается городов, входящих в Горнозаводской управленческий округ, то смысл в их объединении, безусловно, есть. Это облегчит движение трудовых и материальных ресурсов, появится доступное транспортное сообщение и единая система реагирования на общие проблемы. Мы хотели, чтобы проектный институт из Екатеринбурга подготовил заключение, насколько Тагильская агломерация экономически целесообразна. Для этого требовалось 10 млн руб., но в 2013 г. этих денег не нашлось. А теперь нам говорят, что ситуация с финансами гораздо тяжелее. Значит, и в 2016-м ничего не получится. В то же время депутаты лысьвинской городской думы предложили логистический проект, который тоже будет способствовать развитию небольших городов. Это возрождение дороги, связывающей Пермь с Нижним Тагилом и проходящей по землям городского округа. 300 лет назад промышленник Демидов возил по ней металл с кушвинских и баранчинских заводов. Год назад ГипродорНИИ сделал обоснование, где говорится, что стоимость этой дороги в ценах 2014 г. – 12 млрд руб. За эти деньги мы получаем новый транспортный коридор. В то время как дорога Казань – Пермь – Качканар, заложенная в федеральных планах и проходящая на 100 км севернее, обойдется в 20 млрд руб. То есть демидовский путь ближе, короче и проще. Строить дорогу с нуля придется на отрезках в 40 км, остальной путь можно модернизировать. Наша задача теперь – доказать, что это оптимальный вариант.
Говорят, вы собираетесь стать губернатором Свердловской области, и администрация Екатеринбурга готова поддержать вашу кандидатуру на выборах.
– Это домыслы политологов, но я не стану отбирать у них хлеб. Пусть говорят.