Сергей Жуков: «Хватит обманывать себя, ситуация не изменится сама в лучшую сторону»
Президент компании Business Forward-Урал рассказал, как чувствует себя российский бизнес и что делать предпринимателям, чтобы избежать роковых ошибок.
Влияние кризиса в той или иной степени ощутили на себе все предприниматели. Кто пострадал больше всего, какие действия руководства (или бездействие) приводят к плачевным результатам и как их избежать, рассказал президент компании Business Forward-Урал Сергей Жуков.
Сергей Анатольевич, какие активные действия по спасению бизнеса нужно предпринимать руководству, чтобы не скатиться в пропасть, из которой нельзя выбраться? Как избежать точки невозврата?
- Чтобы не довести ситуацию до этой «точки невозврата», нужно постоянно контролировать весь рабочий процесс в своей компании, начиная с мелочей. Нужно вести статистику и отчетность. И как только возникнет ситуация падения показателей, хотя бы одного из них, нужно сразу приступать к действиям и принимать меры.
Чтобы быть в курсе дел, нужно минимум раз в неделю снимать статистику (раз в месяц – это слишком долгий период) по этим показателям, интерпретируя ее с помощью регламента.
Возможно, кому-то эти меры покажутся жесткими, но только так можно работать в кризис: полностью сосредотачиваясь и действуя максимально четко и ответственно.
Какие компании сегмента МСБ более всего страдают от кризиса?
- Бизнес-сообщество можно поделить на две части: на тех, кто говорит, что в целом все хорошо, и кризис почти не задел компанию, и на тех, кто попал в по-настоящему сложную ситуацию. Однако, как показывает практика, и те и другие испытывают трудности, просто кто-то честно признается в этом, а кто-то обманывает сам себя и других. Но могу сказать однозначно: лучше других себя чувствуют те компании, которые работают на экспорт (если их не коснулись санкции), которые занимаются производством внутри страны. А вот у тех предпринимателей, чья работа была завязана на импортном сырье, дела идут из рук вон плохо, хотя и не у всех.
Чего нельзя делать в кризис ни в коем случае?
- Главное правило состоит в том, что входящий поток в компанию прямо пропорционален исходящему. Нельзя экономить на продвижении. Урезание бюджета на продвижение – главная ошибка топ-менеджеров. Нельзя в кризис уходить в тень, полагая, что это второстепенные расходы. Нет, это важнейшая часть жизнестойкости бизнеса.
Точно нельзя экономить на персонале, массово сокращая сотрудников и распределяя их обязанности между другими специалистами. Работники остро ощутят, что условия стали хуже, и в итоге компанию оставят даже самые стойкие и преданные. Конечно, крупные корпорации не ощутят резкого негативного влияния от этих мер на первых порах, ведь большой корабль тонет долго, но вот для малого и среднего бизнеса – основы нашей экономики – это смертельные меры. Мы на собственном опыте ощутили все это, прошли от начала и до конца. Поэтому советую прислушаться к словам основателя компании Business Forward Владимира Кусакина: «Нельзя помочь компании одними административными методами. Когда компания в критической ситуации, нужно продвигать ее, вкладывать каждый рубль даже в самое голодное время». Но правильно это делать – фактически искусство. И мы делимся своим опытом со всеми желающими на семинарах Business Forward. Один из них состоится 10-11 октября в отеле RAMADA. Тема – «Закрытие сделок, общение и мотивация».
Посмотреть подробности двухдневной программы, узнать нюансы и записаться на тренинг можно на сайте Business Forward:http://businessforward.ru/gorod/ekb.