Сертификат по договору. Почему в продуктах питания так много фальсификата
Общественные контролеры громко заявляют об огромной доле фальсификата в магазинах. Почему производители им не верят, сертификаты ничего не доказывают, и когда качество продуктов станет лучше?
Доля некачественных продуктов питания в России растет, несмотря на большое количество проверяющих компаний в этой сфере, говорится в исследовании РБК. Товар или продукт, перед тем как попасть в продажу, должен получить сертификат или декларацию соответствия, которые подтверждают, что товар прошел лабораторные испытания и соответствует техническим регламентам. Но на практике эти документы мало что гарантируют: их выдают коммерческие организации, которые получили соответствующий аттестат от Росаккредитации — в 2016 г. в России насчитывалось 6400 лабораторий и почти 1000 компаний, выдающих разрешительные документы.
Декларации можно оформить за пару дней, но на самом деле никто никаких испытаний не проводит: для производителя это лишняя трата времени и денег, а сам орган сертификации не несет ответственности за достоверность данных. Сертификаты выдаются по договорной цене — в год все компании оформляют около 1 млн деклараций соответствия. В прошлом году Росаккредитация провела более 1,3 тыс. проверок аккредитованных компаний и некоторые не смогла найти по месту регистрации. В итоге 415 из них были лишены аккредитации.
Часто обязанности контролеров качества товаров берут на себя общественные организации. К примеру, проект «Росконтроль» предлагает производителям проводить регулярный мониторинг одного и того же продукта, от 4 до 12 проверок в год, что позволяет контролировать стабильность качества долгое время. Компания-участник такой программы может разместить на этикетках знак «Росконтроля», что обойдется ей в 200 тыс. руб. за один товар в год. «Роскачество», другая проверяющая структура, финансируется из бюджета.
Опрошенные изданием производители скептически относятся к таким общественным проверяющим, считая, что те вносят в черный список продукты даже с незначительным отклонением от норм техрегламента, и заявляют на всю страну, что это фальсификат. При этом таких нормативов для любого продукта десятки. «Роскачество» специально нагнетает ситуацию с некачественными товарами, чтобы увеличить себе госфинансирование, считает один из производителей шампанского. Роспотребнадзор считает, что доля продуктов, качество которых не сооветствует требованиям регламентов безопасности и заявленным на этикетке данным, не превышает 7%, что в разы меньше показателей общественных проверяющих.
После ввода продуктового эмбарго отечественные производители не смогли одновременно увеличить количество товаров и их качество. К тому же остается высокой доля импортных ингредиентов, дорожающих в связи с высоким курсом доллара. Так как производители хотят сдержать рост цен, им приходится использовать более дешевые и менее качественные ингредиенты. Люди также догадываются, что покупают фальсификат, но более качественные продукты не могут себе позволить из-за высоких цен. Побороть фальсификат не получится, пока не вырастут доходы населения, сказал РБК Вадим Новиков, экономист РАНХиГС.