Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Сет Годин: «Никому из нас не нужен свободный рынок, мы хотим идеального порядка»

Сет Годин
Сет Годин. Иллюстрация: wikipedia.org

Монополизацию и регулирование принято осуждать. Но почему, если все мы на самом деле хотим порядка и стандартизации: пойти в магазин и быть уверенным, что там будут привычные продукты?

Сет Годин, знаменитый маркетолог, рассуждает в своем блоге о парадоксах интернет-экономики. Он не уверен, что нашему миру нужен свободный рынок.

— Свободные рынки не так распространены, как нам кажется. В киосках с едой на стадионе продается только то, что велит продавать владелец лицензии. Это тоже выбор, но выбор простой: соглашайся или уходи.

Сама идея свободного рынка осложняется чисто географическими причинами: в каждой конкретной точке пространства может существовать только один бизнес. Пятая авеню в Нью-Йорке выглядит эпицентром коммерции, но, поскольку аренду нужно заключать надолго и нужны огромные свободные денежные потоки, свободы выбора на самом деле немного.

Свободный рынок — мощный механизм решения проблем, но гарантировать его работу в долгосрочной перспективе сложно.

Проблему географии устраняет интернет. Shopify может прекрасно поддерживать хоть миллион, хоть миллиард виртуальных магазинов — они не занимают места вообще. Когда интернет был молод, рынок идей был открыт для каждого, кто мог выйти в интернет из библиотеки.

Читайте также: Сет Годин: любой продукт требует конкуренции, любая конкуренция съедает все силы и время

Но также интернет поощряет сетевые эффекты, а они ведут к монополизации. Google на самом деле не нужен свободный рынок идей (они терпеть не могут блоги) — им нужен рынок, где они играют роль домовладельца. Facebook дал слово массе людей, у которых прежде не было доступа к трибуне, но алгоритмы компании и ее концентрация на кликах привели к массовому возмущению, потому что люди, получившие доступ к трибуне, разъедают основы нашей культуры. Это доказывает, что публика не всегда хочет свободный рынок, скорее ей хочется рынок удобный, предсказуемый и безопасный.

Так возникает, например, Lyft, где от «рынка» одно только название, потому что водители не могут сами назначать цены или генерировать какие-либо инновации.

В целом наша культура постепенно перешла от совершенно свободного рынка (базар под открытым небом в  монгольских степях) к рынку, где взаимодействие все больше огораживается заборами монополий и регулирования.

Мы во многом выиграли в плане надежности и управления побочными эффектами, но заметно потеряли в плане гибкости и скорости.

Большая часть тех, кто оплакивает потерю свободного рынка, на самом деле совсем не хочет жить в мире, где есть только свободный рынок. Но в тоже время очень важно бороться с рыночной властью отдельных крупных игроков, добиваясь эффективных решений.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.