Сет Годин: «Никому из нас не нужен свободный рынок, мы хотим идеального порядка»
Монополизацию и регулирование принято осуждать. Но почему, если все мы на самом деле хотим порядка и стандартизации: пойти в магазин и быть уверенным, что там будут привычные продукты?
Сет Годин, знаменитый маркетолог, рассуждает в своем блоге о парадоксах интернет-экономики. Он не уверен, что нашему миру нужен свободный рынок.
— Свободные рынки не так распространены, как нам кажется. В киосках с едой на стадионе продается только то, что велит продавать владелец лицензии. Это тоже выбор, но выбор простой: соглашайся или уходи.
Сама идея свободного рынка осложняется чисто географическими причинами: в каждой конкретной точке пространства может существовать только один бизнес. Пятая авеню в Нью-Йорке выглядит эпицентром коммерции, но, поскольку аренду нужно заключать надолго и нужны огромные свободные денежные потоки, свободы выбора на самом деле немного.
Свободный рынок — мощный механизм решения проблем, но гарантировать его работу в долгосрочной перспективе сложно.
Проблему географии устраняет интернет. Shopify может прекрасно поддерживать хоть миллион, хоть миллиард виртуальных магазинов — они не занимают места вообще. Когда интернет был молод, рынок идей был открыт для каждого, кто мог выйти в интернет из библиотеки.
Но также интернет поощряет сетевые эффекты, а они ведут к монополизации. Google на самом деле не нужен свободный рынок идей (они терпеть не могут блоги) — им нужен рынок, где они играют роль домовладельца. Facebook дал слово массе людей, у которых прежде не было доступа к трибуне, но алгоритмы компании и ее концентрация на кликах привели к массовому возмущению, потому что люди, получившие доступ к трибуне, разъедают основы нашей культуры. Это доказывает, что публика не всегда хочет свободный рынок, скорее ей хочется рынок удобный, предсказуемый и безопасный.
Так возникает, например, Lyft, где от «рынка» одно только название, потому что водители не могут сами назначать цены или генерировать какие-либо инновации.
В целом наша культура постепенно перешла от совершенно свободного рынка (базар под открытым небом в монгольских степях) к рынку, где взаимодействие все больше огораживается заборами монополий и регулирования.
Мы во многом выиграли в плане надежности и управления побочными эффектами, но заметно потеряли в плане гибкости и скорости.
Большая часть тех, кто оплакивает потерю свободного рынка, на самом деле совсем не хочет жить в мире, где есть только свободный рынок. Но в тоже время очень важно бороться с рыночной властью отдельных крупных игроков, добиваясь эффективных решений.