Сеть «Пятерочка» обещает преференции свердловским фермерам
Фермерские хозяйства смогут арендовать в магазинах «Пятерочка» торговые площади. Руководство уральского дивизиона уверяет, что ставки будут льготными. Ритейлеры называют такое решение спорным.
Арендаторами торговых площадей в магазинах «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) станут местные фермеры, заинтересованные в сбыте своей продукции. По словам Артема Мнякина, операционного директора уральского дивизиона сети, такая практика сложилась в Пермском крае, и теперь ее собираются распространить на Свердловскую область.
«Мы хотим организовать в «Пятерочках» фермерские уголки, — поясняет г-н Мнякин. — В Перми мы даже предлагаем хозяйствам площади дешевле, чем сами платим арендодателю. Тем самым сеть помогает местным сельхозпроизводителям наладить контакт с покупателями. Конкуренции мы не опасаемся, поскольку продукты фермеров — нишевой товар, предполагающий иное ценообразование».
Дмитрий Потапенко*, управляющий партнер компании Management Development Group Inc, полагает, впрочем, что решение о льготной аренде для фермеров федеральный ритейлер принял из-за административного давления на местах. По его словам, более эффективным инструментом господдержки могли бы стать специализированные торговые сети.
«Если один хозяйствующий субъект арендует квадратный метр, например, по 1000 руб., а другому субъекту сдает по 800, вряд ли такая коммерция понравится налоговой службе, — рассуждает г-н Потапенко. — И любой миноритарный акционер сможет оспорить сделку, наносящую компании финансовый ущерб. Не говоря уже о том, что качество фермерских продуктов будет разным, и федеральная торговая сеть быстро превратится в шалман».
Сейчас «Пятерочка» сдает дополнительные площади под аптеки, которые открывает партнер Х5 — федеральная сеть «МЕГА ФАРМ». В Свердловской области их около 60. Однако в этом случае речь идет о более высоких арендных ставках.
Как много фермеров смогут вместить дискаунтеры, пока неизвестно.
На 1 июня в Свердловской области работало 443 магазина «Пятерочка», к концу года их число увеличится до 550. По мнению Артема Мнякина, не исчерпан и потенциал Екатеринбурга. В текущем году в городе откроют около 40 дискаунтеров, а в перспективе добавят еще 170. Запуская новые точки, «Пятерочка» учитывает два показателя — дистанцию между соседними магазинами сети (не менее 500 метров) и покупательский трафик (3,5 тыс. человек в день). Нарушить планы может только дефицит торговых помещений и земельных участков. По словам г-на Мнякина, компании приходится переплачивать за стратегические места из-за высокой конкуренции.
По данным екатеринбургских ритейлеров, федеральные торговые сети, наращивающие присутствие в городах-миллионниках, не особо беспокоятся о рентабельности отдельных торговых точек. Г-н Мнякин уверяет, однако, что убыточных магазинов в сети не больше 5% — со временем их выводят на плановые показатели прибыли или закрывают. С начала года «Пятерочка» отказалась от 16 нерентабельных точек в Екатеринбурге.
* - выполняет функции иностранного агента