Шкала школьного престижа
Понятие «престижная общеобразовательная школа» неоднозначно. Мнения родителей будущих школьников на этот счет бывают диаметрально противоположными.
До первого сентября еще полгода, но для родителей будущих первоклассников марафон уже начался. Какую школу выбрать? Как в нее поступить? Сколько придется заплатить за престиж и гарантию качества образования? Оправдаются ли ожидания? Времени на раздумья почти не осталось. Пора действовать.
Понятие «престижная общеобразовательная школа» неоднозначно. Мнения родителей будущих школьников на этот счет бывают диаметрально противоположными. Кто-то желает учить ребенка в такой школе, чего бы это ни стоило. Кто-то в принципе не принимает элитарности в образовании, считая, что это негативно влияет на детскую психику и самосознание. К счастью, между двумя крайностями всегда есть место здравому смыслу и интересам ребенка.
Четких критериев оценки престижности нет, поэтому составить список таких школ невозможно. Одни со временем приобретают авторитет, другие его теряют. Тем не менее всегда есть такие учебные заведения, попасть в которые значительно труднее, чем в другие. Например, традиционно высок конкурс в девятой гимназии и лицее им. Дягилева. Всегда много желающих учиться во второй, пятой, тринадцатой, тридцать пятой, семидесятой гимназиях. Высоко котируется восемьдесят восьмой и сто десятый лицеи. Слава элитных учебных заведений закрепилась за «Менталитетом» и «Корифеем». Кроме того, считается престижным учиться по Ховарду и Давыдову, и работающих по этим системам школ в городе несколько. Список можно продолжать.
Все престижные школы очень разные: у каждой своя программа, философия и даже своя мифология. И чем выше статус школы, тем больше слухов, восторгов или неприятия она рождает.
Миф первый: шансов поступить в престижную школу без денег очень мало.
Поступить на общих основаниях сегодня можно в любую городскую школу. Учебные заведения, а тем более престижные, в некоторой степени даже конкурируют между собой за способных и активных учеников. Просто у некоторых школ есть свои, вполне обоснованные требования к уровню подготовки будущего школьника, а также к семье и среде, в которой он рос.
В каждой школе существует свой оптимальный путь поступления:
– При гимназии № 9 работает Школа развития для детей 5-6 лет. Ее цель – в игровой форме помочь ребенку подготовиться к будущей школьной жизни. Поступления в гимназию она не гарантирует – это не подготовительные курсы. Школа развития – это дополнительная нагрузка и для ребенка, и для родителей. Поэтому, получив более полную информацию о гимназии и реально оценив силы, некоторые родители сами решают выбрать другую школу. После Школы развития в гимназии остается учиться не больше половины ребятишек. И еще столько же (25-30 человек) «девятка» набирает из числа других желающих здесь обучаться – после психологического тестирования и десятиминутной беседы (согласно уставу гимназии).
– Гимназия № 13 и лицей № 130 при УГТУ-УПИ на 70-80% принимают детей своего района – Октябрьского и Кировского соответственно. В гимназии работает Школа будущего первоклассника. Сюда может попасть любой, успевший вовремя записаться. Набор на этот учебный год начался 10-го, а закончился 12 сентября. Из 150 шестилеток в первый класс пойдет только 75, проявивших способности к обучению. Школа будущего первоклассника – единственный способ поступить в гимназию. Исключения, конечно, бывают, но не приветствуются. Подготовительные курсы лицея № 130 начинают работать в феврале. После их окончания в школу будут приняты около 70% ребятишек. Явное преимущество отдается детям своего района. Из других – тоже поступают, но, в основном, с подготовительных курсов.
– В лицей-интернат им. Дягилева поступить довольно сложно. Причин несколько. На эстетическом отделении реализуется социальная программа Октябрьского района, по которой путевки получают многодетные и малообеспеченные семьи. На двух других отделениях – хореографии и изобразительного искусства – конкурс в 3 тура. Первый и второй – по профилю, в третьем туре проводится собеседование по общеобразовательным предметам. В хореографическом отделении основной критерий отбора – природные физические данные ребенка. На отделение изобразительного искусства без специальной подготовки не попасть. У администрации лицея есть также некоторое количество мест, которыми она распоряжается по своему усмотрению.
– В гимназии № 210 «Корифей» 80-90% будущих первоклассников – выпускники дошкольного отделения «Филиппок». В протогимназию принимаются дети с трех лет. Особых способностей у ребенка в этом возрасте еще не выявить, поэтому обращают внимание на общее психофизическое соответствие: внимание, реакцию, словарный запас. Главный критерий отбора – беседа с родителями, где выясняется, совпадают ли у школы и родителей взгляды на процесс обучения и его цели. При наличии мест в гимназию может поступить ребенок любого возраста, в том числе и в первый класс (в прошлом году таких детей было пятеро). Место может появиться и в середине года. Поэтому желающих всегда выслушают и предложат заполнить анкету.
– В школе № 145 «Лидер» и гимназии № 35 есть Ховардовские классы. Программа эта негосударственная, поэтому везде платная. У школы № 145 «Лидер» в классе, работающем по системе Ховарда, обучение начинается в пять лет, после его дошкольного отделения. Как в любой садик сюда принимаются дети с трех лет, в порядке очередности подачи заявлений. Система обучения Ховарда не предполагает каких-либо неординарных способностей ребенка, поэтому и особого отбора для дошколят тоже нет. С желающими учиться беседует преподаватель английского. Критерий отбора – склонность к языкам. В три Ховардовских класса гимназии № 35 принимаются дети с 6 лет. В дополнение к курсу Ховарда используется система Занкова (английская и русская составляющая программы). Еще четыре из семи первых классов работают по программе «2100». По какой программе учиться, выбирают дети и их родители. Каждые три месяца в гимназии проводятся краткосрочные подготовительные курсы. Ближайший набор – в начале апреля. Большинство детей после курсов поступают в школу.
К чести школ можно сказать, что «позвоночников» (тех, кто поступает по звонку) не любит никто. Солидная спонсорская помощь школе от родителей в некоторых случаях может значительно облегчить поступление, но только если ребенок этой школе более или менее соответствует. Малыша слабо подготовленного или сильного, но с расторможенной психикой скорее всего не возьмут даже на таких условиях. Можно спорить о законности или ругать школы за то, что они иногда пользуются своим положением. Очевидно одно: сегодня без родительских денег школа, тем более престижная, не выживет. Или не сможет сохранить статус.
Миф второй: за учебу в престижной школе приходится много платить.
Деньги с родителей школы берут. Но не со всех и не всегда много.
Согласно Конституции РФ, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. На то, чтобы научить всех читать и писать, – сил у государства хватит, но за все остальное платить все-таки придется. По данным Управления образования Екатеринбурга, в 2002 г. государственное финансирование полностью покроет только две статьи бюджета общеобразовательного учреждения – это заработная плата учителей и коммунальные платежи. В остальном государство предоставляет школам выживать кто как может. Что, собственно, они и делают. Хронический дефицит бюджета некоторым директорам удается частично компенсировать за счет средств извне. А частично – за счет родителей. Этот вид финансирования называется спонсорской помощью. У каждой школы свой вариант ее привлечения.
– Вариант первый. На первом же собрании директор обращается к родителям первоклашек с настоятельной просьбой оказать школе спонсорскую помощь – посильную и добровольную. И желающие находятся. Как говорят директора, сейчас все больше людей понимает, что хорошее образование не может быть бесплатным. Иногда родители приходят по собственной инициативе, не дожидаясь просьбы. Отчасти благодаря им возможность пользоваться компьютерными классами, тренажерными залами, современным оборудованием медицинских кабинетов получают все ученики.
– Вариант второй. Разовая спонсорская помощь школе при поступлении, одинаковая для всех. Как правило, это определенная сумма, не изменяющаяся в течение года. Ее размеры колеблются от трех до пятнадцати тысяч в зависимости от школы. Самая распространенная цифра – десять тысяч рублей.
– Вариант третий. Иногда родители получают предложение пройти по школе и посмотреть, чем они могут помочь. В этом случае сколько и на что потратить, родители решают сами.
– Вариант четвертый. Некоторые учебные заведения стараются избегать финансовых отношений с родителями при поступлении детей в школу. Здесь родители ежемесячно платят фиксированную сумму – 400-1200 руб. – за дополнительные образовательные услуги: секции, музыкальную или художественную школу, полный день для всех классов и что-то вроде амортизации школьного оборудования. Тем самым школы избегают других денежных поборов – например, на ремонт классов.
Иногда варианты сочетаются. Если школа не перегибает палку, спорить о законности этих плат – бессмысленно. Наличные деньги администрация обычно не берет. Родителям, решившим оказать школе спонсорскую помощь, чаще всего предлагают оплатить конкретный счет-фактуру, так что у них не возникает сомнения в том, на что пойдут деньги. Родителям первоклашек нужно быть готовым еще и к оплате учебных пособий, которые у каждой программы свои, услуг охраны и гардеробщицы. В некоторых школах принята форменная одежда, хотя затраты это или экономия – еще вопрос.
Миф третий: только престижная школа может дать гарантию хорошего образования и поступления в вуз.
Определенные гарантии при поступлении в вузы – частый мотив, которым руководствуются родители, отдавая детей в престижные школы. Договорные отношения с вузами – когда выпускные экзамены по совместительству еще и вступительные – распространенная практика сильных школ. Впечатляет и статистика: год за годом в вузы поступают почти 100% их выпускников, большинство из которых за высшее образование не платит.
Но альтернативы таким школам есть. Одна из них – частные школы. При всех нареканиях некоторые из них качеством образования ничуть не уступают сильным муниципальным. Другой альтернативой могут быть школы маленькие, с 1-2 классами по 15-20 человек, полным днем и личностно-ориентированной моделью обучения, когда учитель и ученик общаются на равных. Такие учебные заведения не нуждаются в рекламе. Узнают о них от восторженных знакомых. Они есть в каждом районе, стоит только поискать.
В погоне за престижем родителям не стоит забывать о ребенке. Не будет ли ему дискомфортно от бесконечной учебы, не станет ли он чувствовать себя «хуже других», хронически не справляясь с усиленной программой? Не будет ли он счастливее, учась в обычной школе, но занимаясь любимым спортом? И конечно, главный плюс (или минус) любой школы или программы – учитель. От него в основном зависит, с удовольствием или страхом начнут свою школьную жизнь первоклашки. А талантливые педагоги, к счастью, еще встречаются в школах независимо от статуса.
«Отличности» престижной школы.
Несмотря на различие в концепциях, все успешные школы имеют характерные черты.
Во-первых, наличие четкой цели. На ее достижение направлен процесс обучения. Ей подчинена концепция школы, которая, собственно, определяет образовательную программу. Эту цель понимает и принимает коллектив, на нее сориентированы ученики. На нее стоит обратить внимание в первую очередь. Когда и у школы, и у родителей цели совпадают, не возникает взаимного недовольства. Цели, как и школы, разнообразны: от гармоничного развития личности, до ее (личности) интеллектуальной сохранности и продвинутости в науку.
Во-вторых, очевидная увлеченность педагогов своим делом. Как правило, больше других увлечен директор школы (он же обычно инициатор создания или автор идеи). Иногда лицо школы определяют несколько педагогов. Но главное – значительная часть коллектива представляет собой союз единомышленников.
В-третьих, менеджерские способности руководителя учебного заведения. Заключаются они не только в умении держать школу на плаву, но и развивать ее, несмотря на неблагоприятную для образования экономическую обстановку. Хорошее состояние школьного оборудования, отремонтированные кабинеты и коридоры, компьютерные классы, интернет, игровые комнаты, медицинская техника – все это результат усилий менеджера. Благодаря им все эти школы выглядят современно и ученики чувствуют себя в них комфортно. Секрет успеха школы у каждого директора свой.
В-четвертых, любовь учеников к своей школе. Большинство из них гордятся принадлежностью именно к этому учебному заведению и ревностно относятся к его критике. А выпускники – еще года два-три после окончания школы – продолжают приходить сюда как в клуб, пообщаться.
Некоторые «но» престижной школы.
«Но» первое. Желание родителей во что бы то ни стало отдать ребенка в престижную школу рождает излишнюю нервозность, которая передается и детям. Мамино или папино разочарование, если ребенок не поступил, могут стать причиной развития у него серьезных комплексов.
«Но» второе. Сильные школы предъявляют жесткие требования к ученикам и их родителям. В частности, они стараются не принимать детей со слабым здоровьем, мотивируя это сложностью программы и тяжестью нагрузки.
«Но» третье, самое серьезное. Некоторые дети выпадают из школьной среды – то есть начинают чувствовать себя «хуже других» или терять интерес к школьной жизни. Причины разные – отставание от программы, конкуренция внутри класса. Вследствие этого у ребенка может сформироваться заниженная самооценка. Она плоха и сама по себе, а при неправильной реакции родителей приводит к нежеланию учиться.
«Но» четвертое. В престижных школах преобладает авторитарная модель обучения, требующая определенных рамок поведения или мышления. Ребенку-интеллектуалу с тонкой психикой вписаться в них сложнее, чем остальным. Нестандартно мыслящий ребенок может не осилить даже вступительного собеседования, давая «неправильные» ответы.
Системы обучения.
Система Л. В. Занкова. В начальное обучение включаются дополнительные предметы: география, естествознание, история. Они преподаются на повышенном уровне трудности, в быстром темпе и с преобладанием теории над практикой. Кроме занятий в классе и домашних заданий, практикуется обучение в виде специальных экскурсий. Система Л. В. Занкова развивает разные стороны психики ребенка, однако существенно увеличивает учебную нагрузку. Кроме того, она разработана только для начальной школы, и некоторую проблему представляет ее взаимосвязь с обучением в средней школе.
Система В. В. Давыдова направлена на формирование у детей теоретического мышления по философскому принципу Гегеля «восхождение от абстрактного к конкретному». Малышей учат вначале наиболее общим операциям, а затем переходят к конкретным способам их применения. Система включает курсы математики, русского языка и изобразительного искусства, но в полном виде также разработана лишь применительно к начальной школе.
«Школа – 2100». Основой для всех учебников и методик преподавания по общеобразовательной программе «Школа – 2100» послужила разработанная А. А. Леонтьевым концепция массового развивающего обучения – «педагогика здравого смысла».
Она рассчитана не только на формирование умений и навыков, но и на воспитание функционально грамотной личности, человека, который сможет учиться всю жизнь. Школа должна быть одновременно и «школой для всех», не требующей специального отбора детей, и «школой для каждого» – с индивидуальным подходом. Этого удается достичь благодаря разноуровневым учебникам, включающим как обязательные задания для всех, так и по выбору ученика.
Система Ховарда.
Школа Ховарда – международное предприятие. Ее услуги одинаковы во всем мире. Центральная школа Ховарда находится в американском Луисвилле. Здание представляет собой огромный круглый зал под куполом, изображающим звездное небо в день весеннего равноденствия. В центре – место учителя в виде космической станции. Места учеников с их личными компьютерами, объединенными с компьютером учителя, размещены по окружности.
В екатеринбургских школах Ховарда помещения не столь впечатляющие, но у каждого ребенка есть свое рабочее пространство, отгороженное от остальных учеников и доступное учителю.
Суть системы в том, что каждый ученик самостоятельно ставит себе цели и поэтапно осваивает материал – с помощью самотестирования и контрольных вопросов учителя. Скорость его продвижения не зависит от скорости продвижения одноклассников. Ховард считает, что его система обучения развивает дисциплину и самостоятельность учеников в постановке целей. А воспитание детей на библейских ценностях способствует формированию нравственных и порядочных людей (в наших школах к библейской составляющей относятся не так серьезно, как в американских). Российские же педагоги видят недостаток системы в слабом взаимодействии между учениками и учеников с учителем.
Статистика.
Сегодня в Екатеринбурге действует 213 дневных общеобразовательных школ, в том числе 30 – с углубленным изучением предмета. 34 школы имеют повышенный статус (гимназии или лицея). Платные образовательные услуги оказывают 74 школы. Среднестатистическая наполняемость классов – 24 человека.
В 2000/2001 учебном году по числу призовых мест окружного тура олимпиад и городского тура научно-практической конференции лидировали гимназия № 9, лицей № 110, гимназия № 35, лицей № 130, гимназия № 13, гимназия № 177, лицей № 3, школа № 135, школа № 136, языковой лицей № 2, гимназия № 99 (в порядке уменьшения количества призовых мест).
Источник – Управление образования Екатеринбурга.