Что отличает Amazon от Walmart? Топ навыков, без которых будущее для вас не наступит
Эксперты определили, без каких навыков не возьмут в будущее. Именно эти компетенции станут основой для выбора школы, университета и сегментов для инвестирования уже через 10 лет. Чему стоит учиться?
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) эксперты определили топ «золотых» компетенций будущего. Обсуждение оттолкнулось от списка ключевых компетенций на 2015 и 2020 гг., анонсированного на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016-м. Представители системы образования и бизнеса обсудили, оправдался ли прогноз зарубежных аналитиков, и высказали свое мнение по поводу того, какие навыки будут актуальны через 10 лет. DK.RU законспектировал основные моменты этой дискуссии.
По мнению Ирины Шубиной, в 2030-м г. будут особенно важны три компетенции. Первое — это эмпатия, эмоциональный интеллект, что проявляется в способности договариваться с другими людьми. Второе — системное проектное мышление и умение мыслить продуктом, причем комплексно: как выглядит, как его продвигать, какой аудитории интересен, какую задачу решает. Третье — знать себя и понимать, зачем ты живешь.
Кроме того, мне кажется, все больше будут важны иностранные языки. Сейчас все дошли до уровня, что свободно говорят на английском. Думаю, через 10 лет это будет история про английский, испанский плюс китайский, японский или индийский. Если ты не говоришь на этих языках, ты будешь проигрывать, — считает представитель VK.
Вопрос о том, необходимы ли в будущем университеты, вызвал дискуссию среди участников встречи.
По мнению Ирины Шубиной, высшие учебные заведения нужны для формирования фундаментального мышления у человека:
Я обычно ругаю университеты в части подготовки разработчиков, но сейчас поняла, что искренне верю — они нужны. Они дают фундаментальные знания и будут учить мыслить. Просто нужно понимать, что тот базовый блок, который у всех нас был в университетах — философия, экономика, социология и т.д. — дает глубокое понимание мира. Ты начинаешь системно мыслить и воспринимать мир. Если людей будут обучать прикладным решениям задач, это скорее среднее образование, которое традиционно существует в России — когда тебя учат ремеслу. И важно <разделить> — есть ремесло, а есть фундаментальное знание и мышление. Тут нужен баланс.
«А в чем проблема? — спрашивает в ответ Андрей Лобанов. — Есть психоаналитик — всем советую ходить и разговаривать. Учить мыслить, разговаривать с собой можно, например, так. Это один из способов. Книжки еще можно читать».
А как же школа? — добавляет Андрей Алясов. — Зачем нам достоевские, толстые, зачем мы читаем «Войну и мир»? Как раз в этом и суть школы — научить людей мыслить. Университет — это другое. Если школа не научила человека мыслить — Боржоми не поможет. Это основная фишка с точки зрения мышления. Университет, грубо говоря, — это когда человек передвинулся на третий-четвертый уровень, он его докрутит в нужном направлении, но нельзя считать, что университет сможет научить человека мыслить системно.
По мнению Павла Рубахина, руководителя B2C продуктов в Центральной Европе и СНГ, KFC, не всем людям нужно идти в университеты. Есть и те, кто изначально хочет быть ремесленником.
Использованы фото из фотобанка «Росконгресса»