Шринкфляция на марше: производители стали продавать меньший объем продукта за те же деньги
«Заметнее всего инфляция будет в среднем ценовом сегменте». Российские производители стали уменьшать объем продуктов в упаковке, чтобы скрыть рост цен: за год отдельные продукты подорожали на 25%.
На полках российских магазинов появились упаковки яиц по девять штук, обратила внимание Русская служба Би-би-си. Пост с фотографией необычной упаковки на портале Pikabu.ru набрал более 1600 комментариев. По данным Росстата, за год куриные яйца подорожали на 26%. Сильнее подорожал только сахар — на 28%. Согласно статистике, в декабре огурцы подорожали на 37,2%, помидоры — на 22,5%, капуста — на 20%. Бензин и сигареты подорожали в среднем примерно на 10%.
Тенденция к снижению объема товара в одной упаковке при росте цены на него в экономической науке получила название «шринкфляция» (от англ. Shrink — сжимать). С этим явлением столкнулась еще британская экономика после референдума о выходе из Евросоюза и обвала фунта стерлинга. Тогда, к примеру, производители шоколада «Тоблерон» увеличили промежутки между зубцами шоколада и таким образом уменьшили вес продукта вместо повышения цены.
В этом году инфляция в России будет существенно выше, чем в предыдущем, и скорее всего превысит порог, на который ориентируется Центробанк — 5,5%, говорит Виталий Калугин, независимый финансовый аналитик.
Думаю, фактически инфляция будет больше 10%. Причем она будет разгоняться равномерно после прыжка в январе в связи с повышением НДС и цен на бензин, что будет сказываться всю весну. Но ближе к концу года возможен второй всплеск из-за роста цен на бензин в связи со вторым этапом повышения акцизов. Как мне представляется, инфляция будет в том числе связана с ослаблением рубля, — сказал эксперт DK.RU.
Рост цен на товары первой необходимости, например, хлебомакаронные и молочные изделия, будут сдерживать чисто административными мерами, полагает г-н Калугин:
Поэтому инфляция заметнее всего будет в среднем ценовом сегменте продуктов, например, среди сыров и колбас. А больше всего подорожают автомобили и товары длительного пользования. Всплеск их покупок в прошлом году, в том числе существенный рост продаж машин, был связан именно с ожиданием роста цен. Люди меняли технику и автомобили, ожидая, что в ближайшие три-пять лет такой возможности может и не быть: «Если сетевая розница может попытаться ограничить рост цен за счет давления на производителей, то продавцам бытовой техники и автомобилей ничто не помешает это делать».
Скорее всего, в новых поставках будет полностью отражен и рост курса доллара, и полностью заложено увеличение НДС, ожидает аналитик. 2019 г. в России будет годом медленной стагнации, как и ближайшие 3-5 лет, если ничего не произойдет с ценами на нефть. Российская экономика будет расти на 1% в год или около нуля, тогда как во всем остальном мире рост будет 3–3,5%.