Синдром отличника и перфекционизм. Почему быть номером два в бизнесе и жизни очень сложно?
Один из самых молодых российских предпринимателей Аяз Шабутдинов рассказал о том, почему одни переживают жизненные неудачи с трудом, а другие относятся к ним как к полезному опыту.
Аяз Шабутдинов, основатель Like Holding:
— Если вы отлично учились в школе или в ВУЗе, вы, скорее всего, меня сейчас прекрасно поймёте.
Случайно брошенные фразы родителями в детстве ты осознаёшь только, когда взрослеешь. Какие-то почему-то западают в памяти и остаются там на всю жизнь. Это как детское случайное воспоминание, которое картинкой остаётся постоянно с тобой. Первое воспоминание в моей жизни, когда родители собирают ковёр и мы из Ижевска переезжаем в Куеду, мне 3 года.
Все-таки так сильно вопросы воспитания влияют на дальнейшую жизнь. Я помню как Мама водила меня к стоматологу, когда мне было лет 5 или 6. Возвращаясь домой, она говорила родным, что я молодец и не плакал, когда врач лечил зубы. Все говорит плачут, а кто-то кричит, а Аяз сидит спокойно.
С учётом того, что меня не очень часто хвалили в детстве, услышать про то, что я молодец и неплохо прошёл квест со стоматологом, было важно. С тех пор я вообще никогда в жизни не парился на тему больниц, стоматолога, сдачи крови, и т.д. и вообще хожу 2 раза в год туда без запар просто для профилактики. Говорят так нужно. И только сейчас я понял, почему, даже, если это иногда бывает больно, я еду туда с удовольствием.
Мы занимаемся тем, что у нас получается. Или тем, на что сформирована положительная реакция. Или тем, где нам обозначили правила игры (не реветь и не кричать) и у нас получается с правилами справляться.
Поэтому, я думаю, что штрафы работают хуже, чем правильное поощрение.
А однажды мне отец сказал: ключевая твоя задача, пока ты учишься в школе, заключается в том, чтобы отлично учиться. Я привык людям доверять и поэтому учился отлично. И это достаточно просто. Внимательно слушай, что говорят учителя и делай хорошо домашку. Так вот, со временем, когда у тебя одни пятерки, случайная четверка превращается в трагедию.
Я получил в классе 6-ом, кажется, сразу две четверки в четверти. Это трагедия. Сейчас это конечно смешно, но тогда это была действительно трагедия. Исправил, год закрыл с пятёрками, в конце получил аттестат особого образца. Все бы ничего, но это тот факт, который сильно влияет на жизнь в последствии. После того, как в течение длительного периода в твоей основной деятельности (учебе) ты делаешь все чётко, тем более в том возрасте, когда ты вроде как формируешь своё поведение на всю жизнь, ты больше не можешь быть вторым. Синдром отличника. Звучит хорошо, но начинается перфекционизм.
Перфекционизм мы привыкли рассматривать, как стремление делать все идеально. И это скорее хорошее качество. Но мало кто знает, что к перфекционизму также относится потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей. И здесь возникают проблемы, когда ты делаешь, что-то не для себя, а для других. Иногда тебя может занести не в ту степь вообще, чтобы что-то кому-то доказать, соответствовать чьим-то ожиданиям людей, которых ты возможно вообще никогда не увидишь. Потребность в том, чтобы тебя любили за что-то. Ты случайно занялся какой-то вещью и теперь и в ней тебе важно стать первым. И это часто вредит.
Любой интроверт, говорят, часто занимается самокопанием. И эти ежедневные посты мне помогают заниматься раскопками в своём я. Когда я заработал определённое количество денег, то стал думать, а чего я хочу. Начал накидывать цели, Идеи относительно всех сфер жизни. И стал их реализовывать. Уехал в кругосветку, снова встал на доску, углубился в спорт, в общем занялся всем, чем вроде как всегда хотел заняться. Но никакая деятельность, даже вроде той, когда ты летишь из одной страны в другую, потом в третью, потом в четвёртую и стараешься увидеть мир, не приносила мне столько удовольствия сколько приносит работа.
Изучая то, что делает меня счастливым. А любой человек в конечном счёте стремится к счастью. Я понял довольно простую истину.
В работе у меня есть чёткие правила, законы, критерии, которые говорят мне молодец я или нет. В отдыхе этого нет. В отношениях я вообще ничего не понимаю. В путешествиях вроде как тоже нет. То есть, нет тех понятных критериев и четких границ, в которых ты можешь сказать молодец ты или нет.
Плакал ты у стоматолога или нет. В работе ты можешь измерять свой результат, например, занятой долей рынка. В отношениях не знаю. Несомненно, во всех этих сферах я пытался определить для себя, а правильно ли я все делаю, когда, например, путешествую, потом старался не думать об этом и просто получать удовольствие. Или, например, возвращаясь домой, где меня ждала любимая девушка, я думал, а как бы на моем месте поступил бы самый лучший парень на свете, и я делал разные романтичные поступки. Но, либо я тупой, либо просто не научился этим управлять, разбираться в этом, определять правила и быть молодцом.
Зато в работе все легко и просто.
И ты продолжаешь заниматься только тем, что у тебя получается. Там, где ты молодец.
Могу ли я, например, стать лучшим мужем? Спорно. Я не знаю, как это.
Орфография и пунктуация автора сохранены