Подписаться
Курс ЦБ на 17.01
102,37
105,80

«Сингапур, как Москва: люди избалованы деньгами и не хотят работать». Чего ждать от Азии?

Максим Мягель
Максим Мягель. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Сингапур с 2014 г. не встречает россиян с распростертыми объятиями. Один наш соотечественник делился реальным кейсом: пытался заявиться на участие в тендере со своей российской фирмой. Не вышло».

Максим Мягель, директор по эффективности Группы компаний PRO:

— Этим летом я во второй раз побывал в Сингапуре — уже не как турист, а в рамках бизнес-стажировки. Целью нашей деловой поездки было знакомство с лучшими практиками по цифровизации и автоматизации бизнесов, а также с технологиями бережливого производства. Мы съездили на предприятия, пообщались с собственниками и топ-менеджерами местных компаний, чтобы понять их боль, особенности ведения бизнеса в стране и нюансы рынка. Быть в Сингапуре туристом — это одно: страна вызывает сплошной восторг, вокруг зелень, порядок, чистота, современная архитектура, все красиво. Но интереснее увидеть не внешнюю картину, а нырнуть глубже и понять, как же все устроено на самом деле. 

Прежде всего, нужно признать: Сингапур потрясает. Вызывает огромное уважение тот факт, что бывшая Британская колония, не имеющая никаких природных ресурсов, смогла добиться процветания и стать одним из мощнейших финансовых центров мира. Сделано это было во многом благодаря интеллекту и твердости намерений премьер-министра страны, и сейчас власти продолжают этот курс. Если говорить в целом о том, как устроено государство, то Сингапур — это многоконфессиональная страна, которая пытается соблюдать баланс интересов всех наций, учесть их ментальные и религиозные особенности. Ясно, что это непросто, и общество держат в жестких рамках.

Демократии там нет — об этом не говорят открыто, но негласно все всё понимают. Показательно хотя бы то, что в Сингапуре выходят несколько ключевых газет — как было в СССР. Местные бизнесмены рассказывали, что в стране не бывает митингов, не существует либеральных партий, которые призывают что-то менять.   

Причем, по словам работодателей, такая система влияет на ментальность. Так, в Сингапуре не так много творческих, по-настоящему креативных граждан. Со школы всех приучают к абсолютному послушанию, закладывают в головы, что авторитет учителя и системы в целом непререкаем. В этом есть и плюс: благодаря такому подходу сингапурцы очень исполнительны.   

Вообще система образования для россиян удивительна. Она выстроена принципиально по-другому. Во-первых, все учителя получают одинаковые зарплаты. Хорошие, к слову. Учитель зарабатывает от 3 тысяч долларов, а достигнув высшей категории, порядка 12 тысяч. Рост зарплат в сфере образования возможен, но это зависит только от квалификации преподавателя, а не от того, где он трудится. Дело в том, что работодателем каждого специалиста выступает аналог нашего министерства образования, благодаря этому у учителей нет мотивации переходить из одной школы в другую.

Еще удивил такой момент: если министерство понимает, что в ближайшее время в стране будет потребность в 50 учителях, то в группу наберут не 60 абитуриентов — на всякий случай, а именно 50. Это накладывает большую ответственность как на государство, так и на самих студентов. Поэтому там не бывает такого, что человек отучился на педагога, а потом работает менеджером. С этим строго. 

Отдельно стоит рассказать о том, как формируют мышление и систему ценностей у сингапурских детей. С ранних лет им закладывают мысль о конкуренции и о постоянном саморазвитии. Так, если ученик плохо справился с заданием, его не укоряют, а говорят: «В этот раз у тебя не получилось показать высокий результат, значит, ты должен прилагать еще больше усилий, быть внимательным и терпеливым». Это закладывают в людей как фундамент. Думаю, благодаря такому подходу сингапурцы растят достойное следующее поколение, которое продолжит развитие страны.

При этом в Сингапуре есть проблема с кадрами — об этом мы слышали практически от всех местных предпринимателей, и для меня это стало необычным открытием. Ситуация похожа на ту, что сложилась в Москве: люди избалованы деньгами и совсем не рвутся усердно работать. Многие мечтают получать весьма прилично, при этом не сильно напрягаться, пить смузи, путешествовать и в целом получать удовольствие от жизни.

Это не удивительно: мы ездили на производство, где сотрудники в среднем получают по 1,5 тыс. долларов в месяц. При этом у этого же бизнесмена есть производство в соседней Малайзии. Всего 50 км, а там люди зарабатывают уже по 300 долларов. В пять раз меньше!

Неудивительно, что государство ведет протекционистскую кадровую политику. Так, чтобы взять на работу одного иностранца, ты должен иметь в штате шестерых граждан Сингапура. Хочешь нанять двух экспатов — сингапурцев должно быть 12. И так далее. Исключение только для малайцев — для них соотношение 1:2. При этом правило «шесть сингапурцев против одного экспата» не работает в отношении транснациональных компаний уровня Google. Для этой корпорации, в частности, действует еще и своеобразная система налогообложения. К таким гигантам государство относится гибко.

Тем же, кто не обладает внушительными объемами бизнеса и пытается зайти на рынок Сингапура, непросто — речь, в частности, о бизнесменах из России. Дело в том, что страна активно поддерживает международную политику, и с 2014 года встречает россиян, скажем, не с распростертыми объятиями.

Один наш соотечественник поделился своим кейсом: он ведет бизнес в четырех странах, пытался заявиться на участие в тендере в Сингапуре со своей российской фирмой. Не вышло. А вот когда в конкурсе появилась его же компания, зарегистрированная в Таиланде, ему удалось победить.

Вообще, в той части света настороженно относятся к чужакам, и в этом смысле Сингапур — окно в Азию. На рынок Китая гораздо проще зайти, если ты уже ведешь бизнес в Сингапуре, рассказывал наш соотечественник. Для азиатского бизнес-сообщества это знак: ты соответствуешь требованиям, ты понятный, с тобой можно вести дела. О вас создается заведомо положительное впечатление, и дела с вами ведут с гораздо большим энтузиазмом. 

Там вообще не принято что-то делать с наскока, стремительно. Если ты планируешь посетить какое-то предприятие или государственное учреждение в рамках своей деловой поездки, то должен предупредить об этом письмом — минимум за три месяца до визита, а лучше — за полгода. Не получится, как у нас, позвонить руководителю: «Алло! Михалыч? К тебе сейчас ребята подъедут. Ты их встреть». Такое поведение считается в Сингапуре неуважением. И с этой культурой следует считаться. 

Если говорить о бизнесе Сингапура в целом, то это рынок акционерного капитала, а не долгового. Там создана система, которая позволяет выгодно реинвестировать в экономику. Базовая кредитная ставка в стране находится на уровне 25%, при этом государство предоставляет разного рода субсидии. И это позволяет в отдельных ситуациях снизить ставку до 8%. Хотя, конечно, заемные деньги в Сингапуре в целом сложно назвать дешевыми.

Абсолютно все в стране сосредоточены на эффективности своих бизнесов. Земля в Сингапуре на вес золота, ее количество просто физически ограничено. Недвижимость, соответственно, очень дорогая, и каждый собственник или арендатор помещений во главу угла ставит максимально эффективное использование квадратных метров. В этом смысле на меня произвела впечатление компания Swisslog, дочка одного из мировых титанов роботостроения KUKA. Их склад полностью меняет представление об этой сфере.

100% площадей здания используются под хранение товаров, пространство организовано не в привычном нам понимании: вместо стеллажей для хранения продукции построена ячеистая многоуровневая сетка, и сверху перемещаются роботы. В итоге тот объем товара, который занял бы у нас 100% склада, там занимает только 30%. Просто благодаря другой логике хранения.

Понятно, что не все категории товаров можно так хранить, крупногабарит, например, не получится. Но мелкую продукцию — вполне. Там так и делают, и достигают совершенно иных показателей эффективности на тот же объем квадратных метров.  

Также мы общались с собственником сети ресторанов. В одном из его заведений робот доставляет заказы, обслуживая гостиницу — разносит еду по номерам. Тем самым бизнесмен убил двух зайцев: оптимизировал фонд оплаты труда и сделал хороший пиар для своей компании — робот привлекает клиентов. Этот ресторатор постоянно думает, как трансформировать пространство заведения, чтобы проводить там еще и деловые конференции, банкеты, синемалогии и проч. Его бизнес-модель построена на том, что 30% заказов он стабильно получает от гостиницы, и это позволяет иметь определенную загрузку ресторана. А остальное идет на внешний рынок.  

Поскольку наша компания занимается аутсорсингом питания в детских садах, школах и на промышленных предприятиях, нам было интересно узнать, как в Сингапуре решаются эти вопросы. Оказалось, что в отличие от России, где только 40% рынка социального питания переведено на аутсорсинг, там все крупные компании — в том числе и Google — отдают эту сферу профессиональным подрядчикам. Единственный нюанс: в социальном секторе не всегда предпочтение отдается крупным игрокам, иногда государство заключает контракты с небольшими предпринимателями — чтобы улучшить жизнь конкретной семьи.

Государство в целом уделяет большое внимание имиджу страны, который в том числе связан с экологией. Когда сингапурцы привлекали первых инвесторов, то сразу озеленили дорогу от аэропорта до города — создали образ благополучной страны. И это стало системой.

Если ты строишь здание, то обязан компенсировать 100% зеленого фонда. Интересно, что решение может быть нетривиальным: можно озеленить различными растениями фасады и крыши — получаются будто живые зеленые объекты. Некоторые здания таким образом компенсировали до 700% зелени.

Людей в стране специально пересаживают на общественный транспорт, чтобы уменьшить количество выхлопов и дорожных пробок. Для этого государство ввело ряд ограничений: чтобы иметь автомобиль, нужно купить право на владение им. Стоит это недешево, плюс право нужно периодически продлевать и каждый раз платить за это. Ввозная пошлина на автомобили составляет 100%, дороги в центре города платные. Поэтому иметь собственную машину в Сингапуре очень дорого, а система общественного транспорта развита настолько хорошо и удобно, что многие просто отказываются от личных авто.

Резюмируя: Сингапур считается одним из передовых государств, многие хотят на него равняться. Я для себя сделал такой вывод: оттуда можно многое почерпнуть, и, определенно, будет нелишним просто съездить в Сингапур с бизнес-целями — чтобы увидеть, как бывает по-другому. Но слепо скопировать устройство этой страны не удастся. 

 
Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.