Скандал в Екатеринбурге: Майкл Джексон против русской Бабы-Яги
Новая скульптура Бабы-Яги у входа в «Гринвич» вызвала в обществе настоящий резонанс. Одни уверены, что это скрытая реклама, другие не видят в ней ничего предосудительного.
Автор скульптуры дала свой ответ на происходящее.
«Заговорила голосом Милляра»
«Скульптура сразу привлекла к себе внимание: сказочный персонаж — Баба-Яга знаком каждому с детства. Этот образ и лег в основу моей работы, — рассказывает скульптор, член Творческого союза художников России Ирина Лагошина. — А прообразом скульптуры стал любимец детей и взрослых, выдающийся актер, народный артист РСФСР Георгий Милляр. Именно он воплотил в Бабу-Ягу все качества, всю ту манеру, стиль, которые давно стали народными. В скульптуре я постаралась выразить русскую самобытность, которая является неотъемлемой частью наших народных сказок. На мой взгляд, персонаж Бабы-Яги — это один из символов нашей народности».
Скульптура Бабы-Яги, которую великолепно воплотил народный артист Георгий Милляр, сегодня стоит прямо в центре города. Хотя скульптура не подписана, каждый сразу узнает в ней персонажа знакомого всем с детства. «Это же Баба-Яга», — кричат пробегающие мальчишки.
«Баба-Яга — это, безусловно, один из самых известных фольклорных персонажей, — добавляет Член совета Гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. — Я не вижу ничего плохого в том, что он присутствует в пешеходной зоне города, где много детей».
«Жанровая скульптура Бабы-Яги известна всем с детства, наша родная и любимая. Она стала украшением Вайнера. Как-будто попадаешь в знакомую сказку, — добавляет Член союза художников России, преподаватель Уральской архитектурно-художественной академии Игорь Дар. — Скульптура исполнена в реалистической манере. Если бы эта Баба-Яга заговорила, то для меня она заговорила бы голосом Георгия Милляра. И так ее воспринимаю не только я. Когда скульптуру только установили, я видел толпу ребятишек, они сразу признали в ней известного сказочного персонажа и стали фотографироваться. Такая реакция и у взрослых».
Запад против
Правда, реакция такая не у всех. Рядом со скульптурой разгорелся настоящий скандал, некоторые увидели в ней рекламу компании, при этом, не дав четкой информации, где реклама. Нет ни надписей, ни указателей, ни логотипа какой-либо компании. Другие начали кричать, что образ отвратителен, и он оскверняет город.
Странно слышать такое от людей, которые родились и живут в России. Если вспомнить Бабу-Ягу Милляра, то она никогда не ассоциировалась с негативным и злым персонажем. Артист увековечил ироничный, добрый, сказочный образ, который стал настоящим достоянием российской культуры. На этих сказках выросло ни одно поколение нашей страны.
Еще более странно, что именно появление скульптуру «Бабы-Яги» вызвало волну обсуждения. Улица Вайнера в Екатеринбурге, в народе ее называют уральский Арбат, славится своими многочисленными скульптурами. Здесь можно увидеть веселого Гринвича, изобретателя велосипеда Ефима Артамонова, кузнеца Александра Лысякова и, на удивление, даже Майкла Джексона. Почему никого не смущает, что на одной из главных улиц города расположился памятник зарубежному исполнителю. Какие ценности он несет?
Как верить в сказку
«Тот факт, что Баба-Яга может стать рекламным инструментом, наряду с теми же диснеевскими персонажами, можно только приветствовать. У персонажа и известность, и атрибуция, и положительный имидж на высоком уровне, — отмечает Член совета Гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. — Но при этом надо не забывать, что его использование уместно при соответствии целевых аудиторий, ценностей и прочих маркетинговых параметров самой торговой марки.
Если говорить о скульптуре Бабы-Яги, то стоит отметить выбор локации — место прекрасно! У входа в один из самых крупных ТРЦ страны. Если размещение этой Бабы-Яги будет работать на имидж конкретной торговой марки, которая так же представлена в данном ТРЦ, то лучше место, пожалуй, еще поискать надо».
Понятно, что сказочные образы, Баба-Яга в том числе, используются в рекламе. Традиционным приемом маркетинга является привлечение известных персонажей, желательно западных звезд: они приносят огромную прибыль. Мало кто из этих компаний задумывается о сохранении ценностей или развитии культуры в стране. Поэтому такие персонажи отрабатывают себя по максимуму. Популяризация «заморских» звезд является классическим примером зарабатывания денег на том, чтобы вызвать у человека сопричастность к иностранным ценностям. Уже никого не смущает, что по улице в рекламных целях расхаживают ростовые куклы Микки Мауса и героев комиксов, которых наши дети знают лучше, чем героев российских мультиков. Тем самым, компания выстраивает у ребенка западные ценности: кто правит миром, какие герои. Использование в рекламе российских персонажей также по-своему влияют на человека, пропагандируя русскую национальную культуру, о которой мы часто забываем.
Если образ персонажа русской народной сказки вызывает сомнения, тогда как можно говорить о сохранении наших традиций и развитии ценностей у подрастающего поколения. Своего рода «наезд» на скульптуру, образ которой воплотил народный артист Георгий Милляр, можно расценивать как «наезд» на весь народ, на всю страну.