«Покупатели подсели на промо-иглу. Скидки обесценят бренды». Потребительские тренды — 2017

Как повысить потребительскую активность? Что стимулирует людей покупать больше? Кто станет самыми активными клиентами завтра? Ключевые тренды потребительского поведения в оценках ведущих компаний.
Очевидно, что российские потребители за последние 2-3 года серьезно поменяли свои привычки. Однако далеко не всегда речь идет исключительно об экономии. В частности, одно из недавних исследований компании McKinsey в России показало, что порядка 50% потребителей не изменили свои привычки в отношении брендов и выбора марок, а многие и вовсе в последний год расширяют ассортимент потребления. Люди готовы тратить деньги, и на рынке наблюдается настоящий ренессанс потребительского спроса. Но этот спрос отличается от привычного «посткризисного» бума 2011-2013 гг., и чтобы взять от ситуации максимум участникам рынка приходится прилагать немалые усилия.
Ведущие эксперты ряда крупнейший российских и международных компаний, а также спикеры из госструктур поделились своим видением того, как развиваются современные тренды в сфере потребления, и как на этом фоне стимулировать платежеспособный спрос. Подробности — в материале DK.RU.
Михаил Задорнов, Президент, председатель правления Банка ВТБ 24:
Сотириос Маринидис, Вице-президент по Восточной Европе и Центральной Азии, Procter & Gamble:
Рубен Аганбегян, Председатель наблюдательного совета Банк «ФК Открытие»; член совета директоров АО «Открытие Холдинг»:
Но у любой позитивной стороны есть и своя цена. В нашем секторе мы уперлись в растущие издержки и сложности с точки зрения соблюдения стандартов безопасности. Борьба с различными видами преступлений, и особенно потенциальных преступлений приводит, конечно, к двум вещам: первое — рост с нашей стороны количества отказов, а второе — мы вынуждены создавать достаточно крупные compliance-службы для проверок клиентов. В этом смысле с нашей стороны стимулом для того, чтобы мы помогали потребителям больше тратить, является (и эта идея обсуждается среди банков) создание единого ID клиента для всех банков, как электронный паспорт, и это будет одним из мощнейших для нас видов сокращения потенциальных затрат. Например, в нашем цифровом банке «Точка», который работает без отделений, несколько сот человек занимаются проверкой клиентов. Это огромные цифры трудозатрат, и мы, безусловно, вместе с коллегами и ЦБ пытаемся найти оптимальное решение. У меня давно есть идея предложить другим банкам объединить некоторые процессы бэк-офиса, оставив конкуренцию между собой на фронт-офис, который «смотрит» на клиента.
Игорь Шехтерман, Главный исполнительный директор, член правления, Х5 Retail Group:
Если смотреть в будущее, то для фундаментальной стоимости компании и развития спроса сейчас есть два серьезных инструмента. Первый — это максимальная ориентация корпоративной культуры в компании на интересы потребителя. Второй — это инновационные решения в сфере электронной торговли и в сфере использования потенциала Big-data, причем я бы сказал, скорее, Smart-data (не просто накопленные данные, но и имеющие утилитарное значение). Надо признать, что сегодня-завтра все будут обладать примерно одинаковым массивом информации. Мы должны думать сегодня, именно о том, как эту информацию грамотно обрабатывать. И выиграет в будущем тот, кто реально будет использовать элементы персонализации в продажах с опорой на больших данные.
Сильвиу Попович, Президент PepsiCo, Россия, Украина и СНГ:
То, что касается тенденций, ситуация по сравнению со временем три года назад, конечно, изменилась. Раньше покупателю привычно было отправиться в крупный торговый центр и на определенную сумму закупить все необходимое, сейчас для этого не надо ехать далеко. Можно закупиться в ближайших супермаркетах. Потребители покупают теперь 3-5 раз в неделю, приобретая на аналогичную сумму, как раньше делали в крупных гипермаркетах 1-2 раза в неделю. Сокращается количество привычных форматов магазинов, причем небольших магазинов с хорошим ассортиментом. Сокращается и рекламный бюджет за последние годы. Возможно, в ближайшее время основная реклама уйдет именно в брендовую продукцию, и это позволит перенаправить ресурсы на более актуальные задачи.
Максим Протасов, Руководитель проекта «Российская система качества» (Роскачество):
И еще один очень важный момент: да, сегодня акционная активность и агрессивные промоакции составляют до 50% продаж в ритейле. Но это промо-наркотик, с которого очень сложно слезть, и через какое-то время он приводит к двум факторам. Первый фактор — постоянное давление на цену приводит к ухудшению качества, за счет удешевления себестоимости, а ухудшение качества приводит к сокращению потребления в такой категории, в которой качество ухудшается. И второе — когда во всех сетях идут постоянные промо-акции, потребитель готов отказаться от потребления, и для него бренд сети и сам бренд продукта исчезает. Поэтому маркетологам сетей нужно придумывать какие-то умные мероприятия. Я бы назвал один интересный фактор: растет популярность маркетинговой идеи «покупай местное», это реально стимулирует покупку. Опыт, который Роскачество уже имеет за последние полгода, показывает, что размещение соответствующего знака на упаковке, подтверждающего, что товар российский и качественный, увеличивает продажи от 3 до 6%. А акции, которые мы проводим с сетями, дают прирост там, где мы ориентируем потребителя, что в розничной сети продаются лучшие отечественные продукты, более 40%.
Виктор Евтухов, Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации:
Екатерина Петелина, Генеральный директор, ООО «Платежная система «Виза»:
В связи с этим меняется модель потребительского поведения. Раньше потребителю было достаточно безопасности покупки, сейчас безопасности недостаточно. Сейчас недостаточно и удобства тоже. Он хочет персонализации. Персонализация стимулирует спрос, растет средний чек, растет частота покупок, снижается количество отказов и т.д. Это достигается, прежде всего, за счет работы с данными, и мы видим очень хорошие примеры такой работы. Например, у нас есть глобальный проект партнерства с Фейсбуком, когда свои транзакционные данные мы объединяем с их данными в социальных сетях — и получается абсолютно таргетированный маркетинг. Сила объединения данных именно из двух систем обладает огромным потенциалом. Так что удобство, инновации и изменение потребительского поведения — это то, что двигает индустрию платежей, и то, что в свою очередь стимулирует спрос.
Материал подготовлен на основании выступлений экспертов на круглом столе «Потребительский рынок России. Как стимулировать спрос?» в рамках Санкт-Петербургского международного экономического Форума.