«Скоро предприниматель вымрет как класс». Как пенсионная реформа ударила по бизнесу
Уголовная ответственность за отказ принимать на работу «предпенсионных» сотрудников и сотни тысяч штрафа. Чем повышение пенсионного возраста обернется для российских предпринимателей?
За бурными спорами сторонников и противников повышения пенсионного возраста осталось скрыто самое главное. Ответственность за это решение, принятое правительством, понесет российский бизнес — в первую очередь малый и средний. Вместе с повышением НДС это станет разрушительным комбо для многих предпринимателей. О том, сколько владельцам бизнеса придется заплатить за социальное нововведение, DK.RU рассказала основатель и директор АГ «Капитал» Ирина Екимовских.
— Совсем недавно всюду горячо обсуждалась тема повышения пенсионного возраста. У реформ нашлись как ярые противники, так и сторонники. Пока те и другие обсуждали исторические предпосылки, сравнивали уровень жизни пенсионеров у нас и за рубежом и выдавали аргументы за и против, государство под шумок практически незаметно возложило на бизнес новую повинность. В Уголовном Кодексе РФ появилась статья 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста». Предпенсионным считается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости.
То есть, теперь предприниматель будет нести уголовную ответственность за необоснованный отказ принять на работу пожилых людей.
И ответственность будет весьма существенной — владельцу бизнеса, попавшему под эту статью, придется выплачивать штраф в размере 200 тыс. руб. или в размере своих доходов за 18 месяцев. В большинстве случаев речь идет о 18 месячных зарплатах директора. Директора, Карл! В качестве альтернативы предлагается наказание в виде 360 часов обязательных работ.
С одной стороны, забота государства понятна. В связи с повышением пенсионного возраста в 2019 г. на рынке труда дополнительно окажется 660 тыс. человек, из них работающих будет 172 тыс. человек. В 2020 г. таких людей будет уже 1,4 млн (трудоустроенных — 380 тыс.). В 2021 г. — 2,1 млн человек (из них трудоустроено будет 562 тыс.)! И всех их надо будет обеспечить доходом и рабочими местами. С другой стороны, непонятно, почему государство, увеличивая за счет повышения пенсионного возраста доходы бюджета, перекладывает свои социальные обязательства на плечи бизнеса.
Поймите, пожалуйста, правильно: лично я готова принимать на работу людей любого возраста. За последний год штат моей компании пополнили четыре сотрудника такого вот предпенсионного возраста. Но я принимала их на работу из-за их умения и навыков, из-за их желания работать именно в АГ «Капитал», из-за того, что они могут принести реальную пользу компании. Год рождения, указанный в паспорте, в данном случае не играл абсолютно никакой роли!
А если я откажу сотруднику в приеме на работу — не из-за возраста, а потому, что его знания и навыки не соответствуют моим требованиям? Сочтет ли потом следователь мою трактовку компетенций сотрудника обоснованной и достаточной?
И ладно мы, представителям АГ «Капитал» проще доказать свою правоту потому, что прием на работу представляет собой прозрачную процедуру: проводятся профессиональные тесты, соискатель проходит несколько уровней собеседований. Правда, окончательное решение принимаю я сама: в большинстве случаев мне достаточно задать два-три профессиональных вопроса, чтобы понять логику и глубину знаний соискателя. Но в данном случае позицию работодателя, отказавшего претенденту, можно доказывать, оперируя весомыми аргументами.
А что делать малому и среднему бизнесу, владельцы которого берут на работу людей, ориентируясь, скорее, на интуицию и чутье, чем на анализ и итоги анкетирования?
Трудовой кодекс и без того создан с «перекосом» в сторону работника, и работодателю отстоять свою точку зрения в любом трудовом споре бывает непросто. А теперь государство законодательно ввело еще один повод для конфликтов между владельцами компаний и потенциальными сотрудниками.
И вообще: почему вдруг отказ в приеме на работу стал в нашей стране уголовным преступлением? А будет ли учитываться при его расследовании то, что я ежемесячно выплачиваю зарплату 100 работникам и в полном объеме отчисляю с нее налоги? А то, что я за свой счет обучаю выпускников и студентов вузов, делая их профпригодными для нашей сферы? Будет ли следователь рассматривать это в качестве смягчающих обстоятельств?
Последние два года меня преследует ощущение, что государство выискивает причины за что бы наказать предпринимателя. Да пожестче наказать! Бизнес и без того нелегкая штука, а тут ты еще все время чувствуешь себя «нашкодившим двоечником». Есть ощущение, что еще немного — и предприниматель начнет вымирать как «класс».
Россия уже находится на последнем месте в списке из 86 стран по количеству желающих стать предпринимателями. Собственный бизнес как возможность занятости рассматривают для себя только 2% россиян. Оно и понятно. Другой вопрос: на кого же государство будет перекладывать социальные обязательства, когда и эти два процента исчезнут?
Справка DK.RU