Слон и Моська: для чего сложившимся успешным корпорациям работа со стартапами?
Крупнейшая фармацевтическая компания Bayer в марте 2016 года выбрала три проекта стартапов. К чему же привело их сотрудничество и для чего вообще крупным фирмам продвигать стартапы?
Команда сервиса для онлайн-общения пациентов с врачами Qapsula уже почти три месяца ходит на работу в московский офис фармацевтической компании Bayer, пишет «Форбс».
«У нас тут в коворкинге оазис. Даже сотрудники Bayer в галстуках и костюмах любят зайти и на пуфиках поработать с ноутбуком», — говорит Дмитрий Мазница, сооснователь Qapsula.
Их соседи по коворкингу - проект TherMom, предлагающий решение для отслеживания состояния здоровья детей, и сервис для мониторинга приема лекарств Forgetmenot («Незабудка»). Эти три проекта Bayer отобрала в марте 2016 года. Тогда было представлено 150 связанных с медицинской темой стартапов, все они подали заявки в Акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).
«Нас буквально за руку, как утят, водили по разным департаментам. Очень много ценных рекомендаций, например по безопасности, как данные хранить. Мы получили очень много экспертизы и возможность посмотреть на проект со стороны», — рассказывает Мазница.
Во время общения со специалистами Bayer родилось еще несколько совместных проектов. Так, на июнь намечен первый в режиме онлайн круглый стол врачей и профессора по отдельным клиническим случаям через Qapsula.
Команда за время акселерации в Bayer четче сформулировала концепцию проекта, a также имела возможность почувствовать, как работает большая компания.
«Это отдельное государство, со своими регуляторами и процедурами, — рассказывает Дмитрий Мазница. — Мы стараемся перенять все то хорошее, что увидели в бизнес-культуре, как тут бизнес-процессы устроены: проверки на каждом этапе, сначала цели ставятся и четко фиксируется результат. Стартапам это, конечно, не свойственно, работали скорее по принципу «а давайте это сделаем».
Для чего же стартапы крупным корпорациям?
«Bayer — международный концерн, в приоритете которого всегда были и будут инновации. Поэтому нашей задачей является не только поддержание трендов, но также их инициирование», — объясняет ментор стартапов Григорий Колесников, руководитель проекта Grants4Apps Bayer в России.
Он объясняет, что общение стартапов с менеджментом было полезно не только предпринимателям: сотрудникам большой компании «интересно получать и обрабатывать варианты новых моделей развития бизнеса извне, в особенности когда это происходит в формате «здесь и сейчас».
«У стратегических заказчиков сегодня гораздо больше понимания, как экосистема стартапов может на них поработать», — отмечает Кирилл Варламов, глава ФРИИ. Коворкингов на территории офисов, как у Bayer, большинство из них не имеет, и работа со стартапами происходит, как правило, на территории фонда. Форматов такого общения – несколько.
Например, если нужно прорывное решение какой-то насущной проблемы, для заказчика могут провести мозговой штурм — хакатон или харвест, куда приглашают по 30–40 команд из обширной базы. Так, в рамках первого хакатона Hack’n’Roll, организованного совместно с группой «Ренессанс Страхование» в 2015 году и посвященного новым технологиям в страховой отрасли, проект EORA представлял мобильное приложение и сайт для помощи водителям на дороге (эвакуация и заявление о страховом случае по европротоколу).
Не так давно в практику ФРИИ вошла отраслевая акселерация. Набор в десятый акселератор на трек «Медиа» ФРИИ ведет совместно с «Первым каналом», «Газпром-Медиа», Rambler&Co и ТАСС, по направлению «Медицина» — с Stada, Bayer, Национальным центром информатизации (входит в «Ростех»), ОМБ и MedMe. Даже Сбербанк, глава которого Герман Греф ранее публично критиковал идею создания ФРИИ, решился на сотрудничество. В конце сентября стартует трехмесячный акселератор, в рамках которого менеджеры Сбербанка выступят менторами, окажут экспертную поддержку и «прокачают» бизнес-модель отобранных проектов.
Лучшие выпускники получат возможность провести пилотный проект с банком.
Как сообщили в пресс-службе, банк интересуют финансовые сервисы, BigData и клиентская аналитика, искусственный интеллект, управление персональными финансами, программы лояльности, кибербезопасность, совместное обучение и работа, виртуальная и дополненная реальность.
«Нельзя сказать, что это глобальный тренд на рынке и все прозрели. Нет ни у кого абстрактной любви к малым инновационным компаниям, — говорит Кирилл Варламов. — Есть ряд компаний, которые нацелены на нормальное развитие, они ищут инновации, чтобы обеспечить себе прорывы. И с большинством из них мы наладили работу».
Есть и другие способы работы со стартапами. Так, у АФК «Система» и «Ростелекома» есть корпоративные венчурные фонды. Инвестиционное подразделение Mail.ru Group ищет проекты, интересные для компании, при этом довести идею до ума в «Лаборатории Касперского».
«Предприниматели из разных категорий понимают, что мир меняется, и хотят наблюдать за трендами. Как для инвестиций, так и для того, чтобы понимать, что дальше делать со своей компанией», — констатирует основатель венчурного фонда Run Capital Андрей Романенко.