«Слово «менеджер» пора выбросить из языка. В 2020 году нужны совсем другие люди»
Кто такой менеджер и почему у него настолько размытые функции? Похоже, странной профессии приходит конец, какой бы уровень ни имел подобный сотрудник в компании. Кто придет на смену?
Ежегодно составители словарей публикуют списки новых слов, используемых настолько широко, что их стоит «принять в язык официально». Среди новых слов и фраз Мерриам-Вебстера в 2019 году были deep state (теневое государство) и fatberg (гибрид слов fat и iceberg, описывающий большую массу жира и твердых отходов, которые собираются в канализационной системе), gig economy (гиг-экономика, экономика свободного заработка), pain point (болевая точка) и haircut (бизнес-активы, теряющие стоимость).
Писатель и журналист Адам Брайант презентует свой взгляд на этот процесс: слова нужно не только включать в язык, но и исключать из него. Он назвал слова, которые, конечно, не стоит целиком вычеркивать из языка, но пора употреблять как можно реже. Первое место в списке занял «менеджер».
Это слово используется давным-давно. В те дни, когда динамика рынка была более предсказуемой, руководители могли сосредоточить свое внимание внутри компании. Они искали возможности для «управления» или совершенствования процессов, например, бережливое производство или «шесть сигм». Роль менеджеров была ясна: компания предоставляла им активы, включая время, деньги, людей и другие ресурсы, и их работа заключалась в том, чтобы оптимизировать эти ресурсы по максимуму.
Сегодня вклад менеджера в достижение успеха кажется не соответствующим времени. Вот три причины, по которым пришло время добавить слово «менеджер» в черный список.
1. Никто на самом деле больше не хочет, чтобы им управляли. Слово «менеджмент» вызывает в воображении его неприятного близкого родственника «микроменеджмент» и сигнализирует, что люди должны держаться в рамках должностной инструкции.
Миллениалы же рассматривают работу скорее как сеть, чем как иерархию. А менеджеров, которые недовольны, что кто-то работает вне установленных рамок, миллениалы просто воспринимают как неудачный опыт взаимодействия. И в эту эпоху низкой безработицы у них есть много других вариантов.
2. Никто на самом деле больше не хочет управлять другими людьми. Да, еще есть люди, которые получают удовольствие от власти и от того, что могут указывать людям, что делать. Но хорошими сотрудниками не нужно управлять — их нужно направлять, потому что они уже мотивированы и полны идей.
Сукхиндер Сингх Кэссиди, президент билетного реселлера StubHub), так объяснила свою философию работы с прямыми подчиненными: «Мне нравится давать людям свободу действий. Мне нравится видеть, что они могут сделать». При этом она очень внимательно следит за тем, что люди обещают сделать, и если они этого не делают, «то начинает натягивать поводок».
3. Менеджер не в состоянии охватить всю работу, которую приходится выполнять сотрудникам. Это гораздо больше похоже на навигацию в условиях шторма, чем на соблюдение предписанных учебником правил. Новый способ работы, возможно, лучше всего отражен в одной из корпоративных ценностей облачной платформы Twilio: «Нарисуй сову».
Как сказал ее генеральный директор Джефф Лоусон в интервью: «[Ценность] основана на интернет-меме о том, как рисовать сову. Там говорится: «Шаг 1, нарисуйте несколько кругов. Шаг 2, нарисуйте оставшуюся часть совы». Вот что нужно, чтобы стать предпринимателем — отбросить все причины, из-за которых вы думаете, что не сможете что-то сделать или понять. Наша задача — приходить каждый день и браться за непонятные проблемы, которые мы не знаем, как решить».
И это касается не только предпринимателей. Разве нельзя то же самое сказать про работу каждого из нас?
Как же называть людей, занимающих эти должности, если не менеджер? Я голосую за понятие «командный лидер», которое четко говорит о том, что ваша работа — руководить, а не просто следить за тем, чтобы люди делали свою работу. Также мне нравится идея называть менеджеров коучами или девелоперами талантов.