Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Сначала было все хорошо, а потом мы умерли», — как принцип Питера разрушает бизнес

«Сначала было все хорошо, а потом мы умерли», — как принцип Питера разрушает бизнес
Иллюстрация: https://pixabay.com

Потерять свою компанию можно не только по ряду внешних причин. Часто случается, что в фиаско виноваты сами бизнесмены, которые вовремя не заметили «тревожных звоночков» изнутри.

Интернет-маркетолог Игорь Субботин написал для электронной площадки Spark.ru поучительный блог о том, почему очень важно, чтобы каждый сотрудник работал на своем месте и занимался вопросами своей компетентности.

— Это было отличное время. Мы с большим оптимизмом смотрели в будущее — за год обороты и прибыль фирмы утроились. Затея друзей-стартаперов (мы не любили это слово), которым «надоело работать на дядю», превращалась в компанию среднего размера. «Детский сад» заканчивался, мы это почувствовали.

Мы расширили штат, переехали в новый офис и набрали новых сотрудников. Старые сотрудники шагнули на одну-две ступеньку вверх по карьерной лестнице — не всех обрадовали новые должности, но новые зарплаты понравились всем.

Через 8 месяцев мы закрылись. Это стоило нам 4 миллиона — столько заказов не было выполнено. Один долг «по-дружески» завис до сих пор.

Я пересказал вам разговор с давним знакомым, намеренно убрав из него «отраслевые» детали. Потому что дело не в отрасли — ситуация «сначала было все хорошо, а потом мы умерли» может случиться с кем угодно, от дизайнерской студии до цеха железобетонных конструкций.

Вернитесь на пару абзацев выше, найдите строчку про сотрудников, которые поднялись по карьерной лестнице — это оно. То, что сгубило фирму моего знакомого. Называется это «человек не на своем месте».

Есть такое наблюдение: далеко не каждый отличный специалист будет хорошим руководителем. Истории про классных продавцов, превратившихся в отвратительных руководителей отделов продаж, известны многим. Однако известны также и случаи, когда какой-нибудь руководитель мебельной артели волею судьбы становился директором нефтеперерабатывающего завода — и прекрасно справлялся с новой ролью.

Казалось бы, налицо парадокс — замечательные специалисты превращаются в кошмарных начальников отделов, а менеджер может радикально поменять сферу деятельности, не теряя в эффективности. Парадокса, разумеется, нет. А есть общий принцип управления, остроумно сформулированный Лоуренсом Джонстоном Питером и известный как «принцип Питера»:

В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности.

Иными словами, в иерархических системах (от частной фирмы до правительства) человека повышают в должности до тех пор, пока он не займет ступеньку, на которой уже не сможет справляться со своими обязанностями. Далее, как правило, повышения не происходит и человек прочно занимает место, на котором не справляется.

Как работает принцип Питера

1. Компетентные повышаются

Когда появляется вакансия, кандидата выбирают из числа сотрудников, которые хорошо справляются с текущими обязанностями. Если сотрудник хорошо проявит себя и на новом месте — он будет в числе кандидатов на дальнейшее повышение.

И так раз за разом, до тех пор, пока не займет должность, на которой он уже «не тянет».

2. Некомпетентные не понижаются

Казалось бы, а в чем проблема-то? Не справился сотрудник, вернули его на ступеньку ниже, туда, где он показывает хороший результат — и все отлично, работаем дальше.

Увы, такое случается далеко не всегда. До того, как некомпетентность в новой должности станет очевидной, пройдет какое-то время (странно же делать выводы с первых дней, правильно?). За это время предыдущая должность уже будет кем-то замещена. Отправлять этого «кого-то» на прежнюю должность?

И как вы собираетесь объяснять понижение сотруднику, к работе которого у вас нет претензий? Петя, мы тебя понижаем, потому что Вася не справляется со своей должностью?

В результате, даже если некомпетентность сотрудника в новой должности очевидна, иногда всем проще оставить все, как получилось.

3. От повышений не отказываются

Казалось бы, если человек сомневается, что справится с новой должностью — что ему мешает отказаться от повышения? Серьезно? В мире, где все нацелено на успех, взять и отказаться от продвижения по карьерной лестнице? А что скажут друзья, коллеги, да и ты сам себе?

К слову, повышение в должности — это еще и рост зарплаты.

4. С уровня некомпетентности не уходят

Ну хорошо, человек не отказался от повышения, потому что его продвигали, на него давили, да и сам он совсем не против попробовать себя в новой роли — почему нет, собственно? Кто сказал, что не получится?

Но вот новая должность получена, некомпетентность проявилась в полный рост — что мешает отказаться от работы, с которой не справляешься? И тут на помощь принципу Питера приходит лауреат Шнобелевской премии, любимый многими эффект Даннинга — Крюгера.

Который кратко звучит так:

Некомпетентные люди не способны оценить свои действия как ошибочные именно в силу своей некомпетенции. Если грубее: умный в себе сомневается, а дурак никогда.

Человек, с которым вы расстанетесь по причине некомпетентности, легко может унести с собой обиду: недооценили, это зависть, меня подставили, я только начал все налаживать.

Что же делать с принципом Питера?

В первую очередь не паниковать. Перед нами все же не закон гравитации, а наблюдение, с которым согласны далеко не все (тот же Сирил Паркинсон, автор знаменитых законов Паркинсона, критиковал его довольно жестко).

Но практика все же подтверждает, что что-то такое в принципе Питера есть — так что его следует учитывать.

И быть готовым, что любое повышение, каким бы логичным оно ни казалось, может оказаться ошибочным. И в этом никто не будет виноват.

Просто эта система работает вот так — пока сотрудник не достиг уровня своей некомпетентности, никто не знает, где этот уровень находится.

Фокус лишь в том, что у большой компании есть запас прочности. А маленький дружный коллектив, выживающий в надежде на приток инвестиций «когда мы выкатим рабочую версию», может и не выдержать.

Как снизить риски?

1.     KPI — старайтесь контролировать сотрудника, который, по вашему мнению, близок к порогу некомпетентности.

2.     Испытательный срок — это не фантазия кадровика. Это как раз защита от ошибки при назначении некомпетентного работника. Не относитесь к нему формально, четко договоритесь с человеком, что в конце срока проведете анализ и — без обид — все может быть возвращено в прежнее состояние.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.