Собственники возьмутся за управление
Алексей Кулаков директор компании JetStyle МИНУС Работу потеряют многие топ-менеджеры. И не только в отрасли IT. Процесс пойдет по следующему сценарию. Собственник, который потом и кровью зараб
Алексей Кулаков
директор компании JetStyle
МИНУС
Работу потеряют многие топ-менеджеры. И не только в отрасли IT. Процесс пойдет по следующему сценарию. Собственник, который потом и кровью зарабатывал опыт и компетенции в 1990-е гг., уже давно понял, что найти адекватной замены без потерь для бизнеса невозможно. И чтобы разгрузить себя, он нанимал по пять заместителей, каждый из которых профессионал в узком сегменте. Кризис подтолкнет к тотальной экономии. Собственник снова все возьмет на себя. Под сокращение попадут директора по развитию, по кадрам, по связи с общественностью и т. д. Это тактическое решение, оно не позволит компании полноценно развиваться (ресурс менеджмента окажется ограничен), но даст возможность сэкономить.
К весне назреет массовое банкротство предприятий-посредников. Если не произойдет позитивных изменений, компании будут максимально выпрямлять цепочки поставок любых товаров и услуг.
Снизится статусное потребление. В том числе и в сегменте b2b. Компании, которых выбирают из-за статуса, а не по реальным конкурентным преимуществам, будут чувствовать себя плохо. Для нашего рынка (веб-разработка) это будет означать следующее: сократится число клиентов, которые заказывают сайт у студий из первой пятерки только потому, что те лидеры. Все компании так или иначе будут вынуждены опускать стоимость «входного билета» — сумму, которую надо заплатить до получения первой отдачи от сайта. Деньги станут платить не за дизайн и программирование, а за эффект, который будет давать сайт.
Денег на рынке веб-разработки станет меньше. Многие компании-заказчики предпочтут сэкономить на разработке сайтов, и часть студий разорится. Некоторые из оставшихся на плаву будут переводить сотрудников на удаленную работу. Число новых проектов в Интернете не сократится, но крупных и статусных станет гораздо меньше.
ПЛЮС
Поток заказов из Москвы в регионы увеличится. Наиболее сильные местные веб-разработчики уже обнаружили, что для ряда столичных заказчиков они стали намного симпатичнее.
Сокращение издержек подтолкнет компании эффективнее использовать интернет-ресурс. Это дешевый контакт с клиентом. Сейчас практически все организации заплатили за то, чтобы каким-то образом появиться в Сети. Но даже с собственным сайтом научились работать в лучшем случае 20%, у остальных потраченные деньги вылетели в трубу.
Ускорится технологическое развитие продающей интернет-рекламы. Раньше заказчики платили просто за то, чтобы их баннер неделю висел на конкретном месте. Сейчас продают уже не время, а количество показов. В кризис платить будут не за показы, а за клики и за целевые действия посетителя. Поисковое продвижение станет еще важнее.
Бизнес будет ожидать от Интернета конкретной, исчислимой и немедленной отдачи. Всем, кто собирается выжить на нашем рынке, придется научиться ее предоставлять.
Компании-лидеры станут работать с клиентами, чьи бюджеты невелики. Нужно выжить, сохранить объемы. Но через два года эта новая клиентская база станет лучшей основой для резкого роста.