Собственный бизнес ведут меньше 3% россиян. Но с учетом «тени» их доля может вырасти вдвое
«У людей нет средств начать, кредиты дорогие, а платежеспособность населения здорово упала». Россияне мало склонны начинать собственное дело, но реальная картина предпринимательства сильно отличается.
Всего 2,9% населения в России ведет собственный бизнес, пишет РБК со ссылкой на исследование Сбербанка по анализу больших данных «СберДанные». Авторы исследования изучили статистику банка по активным, а не просто зарегистрированным компаниям, но не учитывали количество самозанятых и теневой бизнес. Данные они изучили отдельно по регионам и сопоставили их со мировым уровнем: средний показатель по России составил 27,6, а медианное значение по всему миру — 32,18. В США этот показатель составляет примерно 90, в Европе — 57, в Китае — около 45.
Малый и средний бизнес остается недоиспользованным ресурсом российской экономики. Такая ситуация — прямое следствие низкой склонности россиян начинать собственное дело, — отмечают авторы.
Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП сейчас составляет лишь 21,9% — против 50–60% в развитых странах. При этом в 11 регионах предпринимательская активность оказалась выше, чем в среднем в мире. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области на 1 тыс. человек трудоспособного населения приходится 39,1 предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, в Москве и Московской области — 37,4, в Калининградской области — 36,9.
Меньше всего активных компаний в сфере МСБ на юге России: в Чечне — 2,72, Ингушетии — 3,62, Дагестане — 4,76. Однако в отстающих регионах велика вероятность существенных погрешностей, оговариваются авторы.
Причина спада предпринимательской активности в нехватке денег на стартовый капитал для своего дела и падении реальных доходов граждан, считает эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов.
У людей нет средств начать собственный бизнес, а кредиты дорогие. Кроме того, развитие малого бизнеса сильно зависит от потребителей, а платежеспособность населения здорово упала — люди на всем экономят, и в таких условиях предпринимательству все сложнее, — говорит он.
Впрочем, в реальности картина предпринимательской активности выглядит иначе, полагает Филиппов. По его мнению, в южных регионах предпринимателей больше, чем отражает реальная статистика, а в Москве и Санкт-Петербурге наибольшая активность в сфере МСБ, потому что власти удалось обелить почти весь малый бизнес в этих городах. С учетом теневого бизнеса доля активных предпринимателей может быть вдвое выше, согласен руководитель департамента социологии Высшей школы экономики Александр Чепуренко.
Однако нельзя утверждать, что россияне не склонны к собственному бизнесу, возражает он. У многих есть знакомые предприниматели, поэтому граждане понимают тяжелые условия ведения бизнеса. Сказывается и растущая налоговая нагрузка и тяжелая регуляторная среда, а также законодательство о банкротстве, по которому собственников и топ-менеджеров можно привлечь к субсидиарной ответственности. Если у россиян будет больше стимулов начинать собственный бизнес, он может стать драйвером всей экономики, считают в Сбербанке.