Сочи может оттянуть бизнес-туристов из Екатеринбурга
Конгресс-отели города привыкли к конкуренции и ситуацию на рынке считают предсказуемой. Единственное, что тревожит, — растущая популярность Сочи: столица Олимпиады может оттянуть бизнес-туристов.
В конце 2013 г. городские власти утвердили для Екатеринбурга новый стратегический проект: уральский мегаполис должен стать международным конгресс-центром. По расчетам, к 2020 г. в городе будет проходить 700 мероприятий ежегодно, число их участников превысит 120 тыс., при этом каждый шестой будет иностранцем. Сити-менеджер Александр Якоб пообещал: власти займутся развитием материально-технической базы конгрессной деятельности — предполагается открыть более 50 площадок. Параллельно в городе готовят кадры для рынка конгрессных услуг.
Екатеринбург и прежде набирал обороты по числу деловых мероприятий — начиная с 2009 г., когда гостиничный бизнес стал бурно развиваться, несмотря на кризис. Толчком стали саммиты ШОС и БРИК — к ним в городе построили десять новых отелей, включая Hyatt Regency Ekaterinburg. С тех пор в Екатеринбурге проводилось все больше деловых форумов, саммитов и конгрессов: 360 в 2011 г., 382 — в 2012 г. В прошлом году их число превысило 500. Количество посетителей также выросло — со 105 тыс. в 2012 г. до 155 тыс. человек. В этом году в Екатеринбурге запланировано 540 мероприятий.
Космические требования
Эксперты констатируют: конгресс-программы — это самый логичный путь для развития бизнеса екатеринбургских отелей. По данным консалтинговой компании «Урал-Гермес», основу турпотока Екатеринбурга формирует деловой туризм — около 70% гостей города приезжают с бизнес-целями. А познавательный и рекреационный туризм — не развиты. Поэтому большинство отелей города располагает конгресс-площадками:
«Конференц-залы есть практически в каждой гостинице — это хорошее подспорье, так и номера проще заполнить», — комментирует Сергей Дерендяев, эксперт гостиничного рынка.
Гендиректор турхолдинга «Визит Урал-Сибирь» Оксана Трофимова-Ниденталь уточняет: большинство отелей города способны принять мероприятия численностью до ста человек. Но на 100% гостиничные конгресс-площадки заполняются не круглый год.
«Пик — июль, когда в Екатеринбурге проходит выставка-форум ИННОПРОМ. В этот период конгресс-площадки загружены полностью. Но постепенно картина меняется: в декабре 2013 г. мы столкнулись с июльской ситуацией: самые известные отели были заполнены, и провести двухдневную конференцию на 700 человек было практически негде. Причина в том, что удлинение делового сезона наложилось на новогодние корпоративные мероприятия», — поясняет г-жа Трофимова-Ниденталь.
Отельеры признают: последние несколько лет работать им приходится в условиях жесткой конкуренции. Но, подчеркивает Марина Пичугина, директор УК USTA (объединяет гостиницы «Гранд-Авеню Отель», «Екатеринбург-Центральный», «Премьер-Отель», «УралОтель», «Московская Горка», «Атлантик», «Сити-отель»), в борьбе участвует лишь несколько участников. Так, почти треть конгрессных площадок города сосредоточена как раз в отелях USTA. Также среди лидеров — angelo Аэропорт-Отель, WTC Ekaterinburg, «Гранд Холл», «Зеленая Роща» и отель «Онегин». Ольга Кадникова, руководитель отдела продаж корпоративных мероприятий angelo Аэропорт-Отель, подтверждает:
«Можно сказать, что есть устойчивый пул лидеров, между которыми и распределяются мероприятия в Екатеринбурге».
Поэтому ситуация для конгресс-отелей довольно стабильна, — даже несмотря на открытие новых гостиниц с возможностью проведения бизнес-мероприятий.
«Конкуренция, конечно, растет, но не в сегменте больших конференц-площадок. В последние два-три года я вообще не могу припомнить ни одного нового серьезного игрока. Отели открываются не каждый день, а масштабные конгресс-гостиницы — и не каждый год. А ввод новых площадок анонсируется заранее — есть возможность подготовиться», — комментирует г-жа Пичугина.
Но, признают участники рынка, расслабляться им не дают бизнес-центры, располагающие конгрессными возможностями, — их натиск в последние годы усилился. В 2012-2013 гг. в городе открылось несколько таких объектов — в частности БЦ Summit, «Президент» и др.
«Прогресс не стоит на месте, и новые площадки оборудованы по последнему слову техники», — говорят представители отеля «Визави».
Впрочем, бизнес-центры уступают в другом: организаторам мероприятий, как правило, приходится привлекать дополнительных подрядчиков (кейтеринговые службы, поставщиков оборудования, обслуживающий персонал). В отеле же можно и пожить, и поесть, и провести мероприятие.
«Серьезного давления и конкуренции со стороны БЦ мы не ощущаем», — говорит г-жа Кадникова.
Участники рынка конгресс-услуг в Екатеринбурге делят его на сегменты. Международные мероприятия, как правило, проходят в сетевых отелях иностранных брендов, а городские, региональные и российские — в основном в местных гостиницах.
«Нас устраивает такое деление рынка», — заявляет Марина Пичугина.
Оксана Трофимова-Ниденталь не согласна: несетевые отели тоже пользуются спросом для проведения крупных, в том числе международных мероприятий:
«И часто они превосходят иностранные по набору услуг, сервису и отношению к клиентам».
Елена Колесникова, руководитель проектов WTC Ekaterinburg, подтверждает:
«Нам интересны мероприятия с участием крупного международного бизнеса, и большинство организаторов у нас — крупные федеральные выставочные операторы. Сейчас, например, намечен совместный проект с КНР — в рамках сотрудничества с Уральской торгово-промышленной палатой».
Независимо от статуса организатора, требования к площадкам предъявляют схожие: площадь залов и их вместимость, наличие больших окон, звукоизоляция и вентиляция, кондиционирование, современное проекционное оборудование и допуслуги — возможность организовать питание для участников и разместить иногородних гостей. А также — удобная логистика внутри здания, вместительная парковка, стильный интерьер и удачное расположение отеля. Г-жа Трофимова-Ниденталь:
«Есть и новая тенденция: заказчики хотят, чтобы площадка была способна трансформироваться — предложить варианты для встречи 10, 60, 100, 350 и 500 человек, зачастую одновременно. И чтобы при этом выглядела необычно, неформально: уютно, как гостиная, или, наоборот, футуристично — как космическая станция. Это нужно заказчикам, чтобы создать более эффективную атмосферу для общения, заменить формат лекции на формат клуба по интересам».
При этом эксперты расходятся во мнении — принципиальна ли центральная локация гостиницы. Как говорит Сергей Дерендяев, нахождение в центре города в принципе важно — есть ли у отеля конгресс-площадки или нет:
«Человек ведь не будет круглые сутки сидеть в номере — важно, чтобы в пешей доступности были рестораны, культурные объекты, достопримечательности». А Оксана Трофимова-Ниденталь поясняет: расположение площадки зависит от задач мероприятия: «Многие конференции вообще проводят исключительно за городом. Часто у организаторов двойная задача: не только собрать аудиторию, но и удержать ее в течение нужного времени, собрать всех на утро второго дня. А центральные отели выбирают, чтобы сэкономить расходы на доставку гостей. Или когда состав участников иногородний — люди, впервые приехавшие в Екатеринбург, смогут познакомиться с городом, прогуляться».
Олимпийская угроза
Чтобы не выпасть из обоймы и не потерять клиентов, конгресс-площадкам нужно регулярно обновлять оснащение залов. Ольга Кадникова:
«Важно постоянно проводить мониторинг, общаться с заказчиками, быть в курсе их потребностей. И потом с техническим и ИТ-отделами проводить апгрейд систем в своих залах». Марина Пичугина конкретизирует: площадка требует максимального технического обновления каждые два-три года. Интерьер стоит освежать раз в пятилетку. «Новые технологии и современный дизайн развиваются, конечно, быстрее. Но более частое обновление экономически нецелесообразно», — комментирует г-жа Пичугина.
Чтобы удержать прежних клиентов и привлечь новых, отелям также приходится гибко выстраивать ценовую политику — и стоимости номеров, и аренды конференц-залов. Как поясняют в отеле «Визави», ценообразование в основном зависит от ситуации на рынке в целом и от действий конкурентов. В случае с отелями иностранных брендов учитываются и стандарты международных сетей. Г-жа Кадникова:
«Поэтому мы не можем позволить себе демпинг и продажи только за счет низкой цены».
По словам Марины Пичугиной, для клиентов также важна стабильность ценовой политики отеля и его лояльность:
«В наших гостиницах стоимость аренды конференц-залов не поднимается уже на протяжении двух лет. Поэтому у нас очень большой процент возврата клиентов. Плюс мы пересмотрели состав и цену кофе-брейков — это тоже важно».
При этом эксперты признают: сейчас цена на размещение в гостиницах города достаточно высока даже по меркам Европы. Однако, как говорит г-жа Трофимова-Ниденталь, заказчик и отель всегда могут договориться:
«Все зависит от объема заказа, условий оплаты, истории отношений между площадкой и заказчиком и др. Найти приемлемое для обеих сторон решение удается, конечно, не всегда, но в 90% случаев. Партнеры, с которыми мы работаем, очень гибки и клиентоориентированны».
Эксперты прогнозируют: рынок конгресс-отелей в Екатеринбурге в ближайшие пару лет ждет рост, хоть и не такой бурный, как в 2009-2011 г. В частности, пермская УК BS Hospitality Management намерена в этом году открыть четырехзвездочный отель сети Hilton в центре Екатеринбурга — там также будут конференц-площадки. Правда, отельеры убеждены, что гостиница объемом в сто номеров не сможет повлиять на рынок. А совладелец «Грин Парк Отеля» Олег Жилин убежден: долго на рынке Hilton не продержится.
«Уровень отелей в Перми ужасающий — там лучшая гостиница сопоставима с екатеринбургским трехзвездником. У нас стандарты обслуживания очень высоки, BS Hospitality Management им соответствовать не сможет», — заявил «ДК» г-н Жилин.
При этом участники рынка не ждут, что 2014 г. станет для них легкой прогулкой. Г-жа Пичугина:
«Практически любые продажи услуг на рынке b2c завязаны на экономической и политической ситуации в стране и за ее пределами. В связи с последними геополитическими событиями мы ожидаем небольшой спад в продажах по конференц-услугам. Как только ситуация нормализуется, рынок начнет расти. Но, думаю, это случится не раньше осени».
Как говорит Сергей Дерендяев, отелям Екатеринбурга также может помешать активизация других городов-миллионников на ниве конгрессной деятельности. Если несколько лет назад главными региональными конгресс-городами считались Екатеринбург, Казань и Новосибирск, то теперь к ним добавились Ростов-на-Дону и Самара.
«Власти этих городов тоже взяли курс на превращение мегаполисов в конгресс-центры. Наша администрация начала эту работу слишком поздно», — полагает г-н Дерендяев.
И добавляет: самый серьезный конкурент для Екатеринбурга — Сочи, где к Олимпиаде было построено огромное количество гостиниц — в том числе с конгрессными площадками.
«Этот город получил прекрасный пиар во время Олимпиады — интерес к Сочи огромный. Климат там тоже не в пример лучше уральского. Думаю, Сочи в ближайшие годы оттянет часть бизнес-туристов из Екатеринбурга», — прогнозирует эксперт.
Однако Оксана Трофимова-Ниденталь настроена более оптимистично:
«Безусловно, конкуренты у Екатеринбурга очень серьезные: и Сочи, и Казань, и Краснодар, и обе столицы. Но наш город борется не за весь поток бизнес-мероприятий в России, а за его урало-сибирскую часть. Стоит беспокоиться, если рванут Новосибирск, Красноярск или Иркутск. Но пока мы здесь номер один».