Сочинская «Формула-1»: кто оплачивает банкет?
Для трассы «королевской формулы» в Сочи на четвертый год проведения нашли спонсоров. Но афишировать свою поддержку гонок крупнейшие компании страны не спешат. Почему?
27 апреля в Сочи в четвертый раз стартовал Гран-при России «Формулы-1». Российский этап чемпионата мира входит в календарь с 2014 года, все это время у гонок не было ни одного спонсора. К 2017 году у «Сочи Автодрома» насчитывается как минимум пять партнеров, причем большая часть появилась совсем недавно, пишет Forbes.
Кто же спонсоры?
Новыми спонсорами гоночной трассы стали инвестиционный фонд Михаила Прохорова «Онэксим», «Русал» и «Уралкалий». Эти компании подписали соглашения до конца 2018 года, которые не включают в себя рекламные права на гоночный уикенд «Формулы-1».
Более масштабные контракты заключили ВТБ и «Лукойл». Договоры с ними распространяются на весь год, включая гонку «Ф-1», причем ВТБ стал титульным спонсором Гран-при России. Сколько стоят спонсорские контракты, не сообщается.
Платить за гонки
Как правило, Гран-при «Формулы-1» во многих государствах финансируют госструктуры, заинтересованные в продвижении страны или региона. Об окупаемости в данном случае не переживают, так как Гран-при – это витрина, при помощи которой в страну привлекают туристов и инвесторов. В России расходы по проведению гонки в Сочи несет компания «Центр «Омега», принадлежащая правительству Краснодарского края. В 2014 и 2015 году вступительный взнос за Гран-при России выплачивали из государственного бюджета, в 2016 году к финансированию подключился «Лукойл». В 2017 году государство перестало покрывать расходы «Сочи Автодрома» из бюджета – все деньги на выплату взноса FOM собрали частные инвесторы. При этом половина инвесторов предпочла сохранить инкогнито: единственным упоминанием о том, что «Сочи Автодром» нашел десять спонсоров, остались слова Дмитрия Козака.
«Нет» публичности
На официальных сайтах «Онэксима», «Уралкалия» и «Русала» на момент публикации материалам Forbes не было ни одного упоминания Гран-при России или «Сочи Автодрома».
«Большой бизнес в России сторонится публичности, – объясняет этот феномен Макс Коррадо, основатель и владелец компании Totally New Promotion (TNP), которая занимается работой со спонсорами в «Формуле-1», Moto GP и других международных гоночных сериях. – В России только сейчас запускаются первые нормальные спонсорские проекты в автоспорте. <...> Нынешнее молчание спонсоров – это следствие такой политики плюс недостаток опыта».
Спонсорские контракты ВТБ и «Лукойла» с Гран-при России рассчитаны на один сезон, однако в договорах предусмотрена возможность продления. Если компании действительно ограничатся одним сезоном партнерства, эффект от кампании 2017 года окажется нулевым, предупреждают аналитики.
При этом источник издания рассказал, что российские власти могли навязать спонсирование «Сочи Автодрома» крупным компаниям с госучастием, чтобы создать видимость коммерческой успешности Гран-при. Из-за «добровольно-принудительного» характера сделки спонсоры Гран-при России и «Сочи Автодрома» не захотели тратить дополнительные ресурсы на то, чтобы рассказать о партнерстве широкой общественности, предположил источник.
Денежные детали подписанных соглашений не разглашаются, однако анализ аналогичных контрактов с другими трассами «Формулы-1» позволяет предположить объем финансирования. Так, договоры о титульном спонсорстве с организаторами Гран-при в разных странах обходятся компаниям от $2,5 млн до $37 млн в год.
Содержать дорого
Отметим, власти Краснодарского края не раз говорили о необходимости продать «Сочи Автодром». Весной прошлого года такое заявление сделал председатель законодательного собрания региона Владимир Бекетов: по его мнению, содержать трассу «Формулы-1» слишком дорого, а потому лучшим решением будет перестать тратить на это деньги.
После этого от «Сочи Автодрома» открестился Дмитрий Козак. Вице-премьер заявил, что принимать трассу в федеральную собственность не планируется.
«Если трасса будет передана, то будет передана частному инвестору», – утверждал политик в мае прошлого года.
Возможность приватизации «Сочи Автодрома» подтвердила и генеральный директор «Центра «Омега» Елена Зарицкая. О сумме предполагаемой сделки ничего не говорилось.
По материалам Forbes