Сотрудники хотят быть в безопасности, деньги ни при чем: 5 способов нефинансовой мотивации
Когда компания переживает непростые времена, замотивировать сотрудников на работу становится все труднее. Один из главных способов повысить производительность — денежный — пропадает.
Денис Нежданов, президент корпорации бизнес-тренинга NEZHDANOV-GROUP.ru, бизнес-тренер, кандидат политических наук, рассказал, как можно заинтересовать сотрудника, не прибегая при этом к денежным бонусам.
— Традиционно руководители уделяют большое внимание осознаваемым мотивам человека, а вот резервы неосознанных мотивов попросту оказываются неиспользованными.
И если в первом случае, речь идет о контракте, общественном договоре, условиях обмена, обязанностях, полномочиях должностных инструкциях и т.д, то в случае обращения к бессознательным мотивам человека, большое значение приобретают психологические резервы стимулирования персонала, коммуникативные, ассоциативные, символические, инстинктивные.
Бессознательные мотивы деятельности человека основываются на глубинных, древних инстинктах человека, которые, подобно желанию пить, есть, быть в безопасности, являются фундаментальными основами социальной личности.
Этих инстинктов несколько:
— инстинкт самости;
— инстинкт территории;
— инстинкт племени;
— инстинкт борьбы;
— инстинкт справедливости.
Задача руководителя заключается в том, чтобы направить эти позывы в нужное русло. Как это сделать? Секрет — в правильной мотивации.
Повысить мотивированность и лояльность сотрудников можно не только и не столько денежными бонусами, сколько снижением влияния демотивирующих сотрудников факторов.
Это, к примеру, демотивирующие коммуникации. За этим страшным словосочетанием стоит не менее страшный для бизнеса феномен, когда руководитель в работе с подчиненными предпочитает указывать на упущения и недостатки в работе сотрудников, не утруждая себя позитивной оценкой определенных достижений сотрудников.
Не получая похвалы, сотрудник начинает платить тем же. Например, решает личные вопросы на рабочем месте. В данном случае начинает работать социальный инстинкт справедливости, когда человек тайно изменяет мир в соответствии с собственными представлениями о ценностях и правде. А эти ценности и эта правда могут в корне отличаться от представлений руководства.
Еще одним ключевым социальным инстинктом человека выступает инстинкт территории. Материальная территория — это дом, сад, дача, полка в шкафу, рабочее место. И человек всеми силами стремится максимально обогатить и насытить эту территорию. Мы всегда хотим лучший телевизор, лучшие часы, лучшие места под магазины, большие площади под производство и т.д. И когда нам помогают в наших территориальных стремлениях, нас это мотивирует.
К слову, ограничение территориальных стремлений может также мотивировать. Простой пример: в одной из компаний, с которой я работал, была предложена практика лишать торговых представителей служебных автомобилей в случае невыполнения плана продаж более, чем на 30% от 2-х месяцев подряд. И этот метод сработал. Люди стали активнее продавать.
Своей территорией человек может считать возможность продолжать обучение, возможность одеваться так, как ему удобно, возможность приходить на работу попозже и т.д. Все это относится к инстинкту самости — когда каждый человек наиболее эффективен, когда руководствуется целями, который сам себе поставил, а не внешними инструкциями и распоряжениями.
Инстинкт борьбы — это бессознательное стремление человека противопоставлять свои интеллектуальные и физические возможности вызовам внешней среды.
Если этих вызовов нет, то люди придумывают борьбу внутри отдела за одобрение шефа, лучшее место в кабинете или иное право быть исключительным.
Если невозможно избежать борьбы внутри коллектива, нужно создать мирное соревнование, например, за звание лучшего продажника месяца и т.д.
Инстинкт племени — это бессознательное стремление людей сохранять или приобретать членство в сообществе, сопричастность к которому дает материальные или не материальные блага человеку.
У Дональда Трампа есть любимый анекдот:
«Новичок, устроившийся на работу в компанию, спрашивает у старенького служащего:
— Как давно вы здесь работаете?
Тот отвечает:
— С того момента, как сказали, что ещё месяц и уволят к чёртовой матери!»
В этом юморе есть большая правда. При грамотно поставленной модели управления, люди должны ценить работу и опасаться её лишиться. Этому помогает постоянное, заслуженное поощрение профессионалов и специалистов, растущих в компаний вертикально или горизонтально.
Постоянные переходы сотрудников из одной касты внутри компании в другую. С одного этажа на другой, из одного офиса в другой.
Все вышеописанные модели поведения можно и нужно использовать в мотивации сотрудников, необходимо только выяснить, какой инстинкт и у кого сильнее развит.