«Сотрудники не хотят работать, а хотят получать зарплату? Я нашел свое решение проблемы»
Откуда у сотрудников берется желание только получать, но не зарабатывать? И как решить эту проблему в отдельной компании? Особое мнение Андрея Попова, собственника «УралИнвестХолдинг».
Рубрика «Особое мнение»
Андрей Попов, собственник инвестиционной компании «УралИнвестХолдинг»:
— Бизнес губят не дефицит ресурсов или неблагоприятные условия на рынке. По-настоящему, бизнес губит человеческий непрофессионализм и отсутствие интереса к работе. Я хорошо помню, как несколько лет назад подбирал менеджеров по продажам в одну из наших структур. Приходит ко мне одна претендентка, только окончила вуз. Естественно, после непродолжительного разговора подходим мы к этапу обсуждения заработной платы. Я спрашиваю про ожидания и поражаюсь ответу: «Вы знаете, я хочу оклад в 40 000 рублей». А ведь тогда это были очень неплохие деньги. На мой вопрос, за что именно мне платить человеку такую зарплату, последовал ответ: «В вузе нам наш руководитель говорил, что после окончания института вы меньше 40 000 не стоите!».
Но что вспоминать минувшие годы, вот недавний случай. Подбираю я человека на должность своего личного помощника. Среди массы кандидатов мне особенно запомнилась одна «мадам»: девушка 22-х лет от роду, только-только после института, по резюме видно, что опыт небольшой, по большей части в студенческое время в общепите и в рознице. Спрашиваю ее, чтобы начать диалог: «Ну рассказывайте, где учились, кем работали?». Честно, я думал, что за 13 лет в бизнесе отвык чему-либо удивляться, но, услышав ее ответ, чуть со стула не упал. Девушка смотрит на меня и искренне так произносит: «Простите, а напомните мне, на какую должность я пришла устраиваться?». И самое удивительное то, что человек искренне изумился, почему я ее после этого не выслушал! «Раз уж я все равно пришла!».
И вы зря думаете, что эта проблема относится только к молодежи (людям лет 20-25)!
Вот пример человека в возрасте заметно за 30, который пришел ко мне на должность управляющего гостиницей. Естественно, у такого сотрудника есть четкие цели и задачи, поставлен план по денежному обороту в месяц и выполнению бюджета расходов. И вот после первого месяца приходит человек ко мне на планерку и отчитывается: вот здесь нужно то-то купить, здесь столько-то потратить и т.д. Я все внимательно выслушал и спрашиваю: «А почему, собственно, Вы не рассказываете мне, сколько денег заработали, как собираетесь выполнять план следующих двух месяцев»? На что получаю ответ: «Андрей Александрович, ну мы ведь отбили бюджет расходов! Значит уже хорошо, что не в минус!»
На лицо типичнейший конфликт: люди не понимают, что для собственника — это бизнес, а не благотворительный фонд. Собственник ждет прибыли, и его абсолютно не удовлетворяет положение дел, когда тот же управляющий в первую очередь думает о своей зарплате, а не о том, как выполнять задачи собственника бизнеса.
В чем причина таких процессов?
Я не согласен с теми, кто ругает исключительно «новое поколение», хотя, конечно, современное образование — одна из причин этого явления. Эта проблема старше, чем 21 век. Я считаю, что большинство людей привыкли получать заработную плату, а не зарабатывать ее. Как в СССР, когда сотрудники предприятий говорили, что у них «получка», а не зарплата.
Наших людей отучили нести ответственность, и в результате большинству проще ничего не делать, тогда и ошибок не будет.
Не будет ошибок — не будет выговоров, увольнения и т.д. А о том, что ты сам себе закрываешь «окно возможностей» проявить себя, подняться на уровень выше и т.д. — никто не думает.
Я бы еще назвал причину, которую мало кто выделяет отдельно: это неумение и нежелание слышать. Зачастую люди, которым ставишь задачу, интерпретируют ее по своему, а то и вообще выпускают из виду ключевые слова. В итоге невыполненная или выполненная частично задача. А выполненная частично задача — это тоже невыполненная задача. Нельзя перепрыгнуть пропасть на 98%.
А теперь вопрос на миллион долларов: можно ли решить эту проблему на уровне отдельной компании?
Понятно, что предприниматели не могут и не хотят ждать, когда большая часть нашего общества изменится естественным путем, «повзрослеет» и научится нести ответственность за свои решения. Нужно что-то делать здесь и сейчас.
И вот мой рецепт: я считаю, что одной из ошибок является видеть в человеке, нанятом вами, только набор функций. Вы нанимаете не навыки, умения и знания, вы нанимаете человека со всем его внутренним миром, личными проблемами, радостями и горестями. Успешные, сильные команды не создаются из «функций», они создаются из людей.
В корне неверна фраза «Мне не важно, какой он человек, главное, чтобы работал хорошо».
Важно понимать, на кого ты можешь опереться, а на кого нет. Важно воспитывать людей как личностей. Успешные бизнесы делают команды, а не одиночки. Без преданной команды собственник бизнеса — просто одинокий волк.
Ну и самое главное: собственник сам должен четко понимать, какие цели и задачи он ставит перед собой и своим бизнесом. Ставя себе конкретные и осязаемые цели, ты будешь ставить понятные задачи для своего персонала. Конечно, случаются отдельные сотрудники, которые, что называется, «не лечатся», но в основной своей массе ситуацию может переломить и ваших людей изменить личный пример и постоянное самообучение и развитие собственника. Развивайтесь и растите сами, учитесь, будьте для людей примером, и тогда появится реальный шанс переломить тенденцию.