Сотрудников российских компаний тянет в свой бизнес. Что им мешает и кто добьется успеха?
Рядовым сотрудникам все чаще хочется заняться предпринимательством, чтобы больше зарабатывать и быть начальниками самим себе. Однако шансы построить успешный бизнес у них очень невелики.
63% россиян хотели бы заняться своим делом, следует из опроса сотрудников 100 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год, который провела СК «Альфастрахование». Из этих 63% ответивших положительно 26% готовы возглавить собственный стартап, 30% хотели бы поучаствовать в другом интересном проекте и стать соинвестором, 7% разрабатывают бизнес-план. При этом против собственного бизнеса выступили 17% опрошенных, 9% пытались стать предпринимателями, но потерпели неудачу, и лишь 3% респондентов имеют доходный бизнес помимо основной работы. Еще 8% опрошенных отметили, что для семейного бюджета им хватает подработки и о полноценном бизнесе они не задумываются.
Рядовые сотрудники российских компаний хотели бы заняться своим делом, потому что хотят быть независимыми, сами себе начальниками (42%). Еще 23% хотят больше зарабатывать, 19% хотят попробовать себя в новой сфере, 9% устали от офисного графика, а 6% считают, что их изобретение может существенно улучшить жизнь людей.
В открытии своего дела или инвестировании в стартап россиян привлекает возможность работать на себя, самому планировать свою занятость, получать доход. Сначала кажется, что в таком решении только плюсы, но на этапе воплощения незамедлительно проявятся и минусы. Чтобы минимизировать их, нужно предусмотреть множество «непредвиденных» ситуаций, составить бизнес-план, озадачиться страхованием финансовых рисков, — говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование».
Однако у стартапов, основанных простыми сотрудниками, шансов на выживание мало, отмечают венчурные инвесторы, опрошенные «Ведомостями». Начинающим предпринимателям не хватает опыта, знаний, недостаточно денег на раскрутку бизнеса или нет связей в госорганах.
Линейный сотрудник или менеджер среднего звена может стать успешным предпринимателем, если он готов идти на риск и работать по 60–90 часов в неделю, считает венчурный инвестор Александр Румянцев. Если они готовы много работать, инвесторы оценят его усилия.
Чаще всего респонденты интересуются разработкой мобильных приложений (22%), автоматизацией систем (15%), дизайн-студиями (11%), салонами красоты и парикмахерскими (7%), ателье (6%) и производство (3%).