Спад продаж — не повод говорить о снижении популярности. Что доказал в суде «Ушастый нянь»
Присвоение бренду статуса общеизвестного товарного знака — гарантия лучшей юридической защиты. Добиться его сложно, но последний прецедент показывает: можно не тратиться на рекламу, важно другое.
Получить максимальную юридическую защиту для бренда часто крайне важно. Но добиться такого признания крайне сложно, что доказало дело «Ушастого няня».
16 января 2019 года бренд «Ушастый нянь» стал 202-м общеизвестным товарным знаком среди более чем 700 000 обычных российских товарных знаков. Для того чтобы бренд признали общеизвестным, потребовалось более трех лет и 1350 часов работы. Дело рассматривалось в Роспатенте и трех судебных инстанциях. Почему эта история стала прецедентом, пишет Claims.
Почему это важно
Статус общеизвестного товарного знака — вершина юридической защищенности бренда. Это признание наивысшей популярности дает бренду возможность исключать с рынка любые товары других производителей, которые в глазах потребителей могут быть связаны или ассоциироваться с общеизвестным брендом (даже если такие товары существуют в совершенно других сегментах рынка).
Кроме того, владелец такого бренда может получить без специальной регистрации защиту на территории иностранного государства.
Общеизвестность — единственная возможность получить охрану бренда ретроспективно: с любой даты прошлого, когда бренд уже имел значительную популярность.
В чем прецедент
Дело «Ушастого няня» стало прецедентным относительно вопроса влияния рекламы бренда на признание его общеизвестным. До данного дела крупные расходы на широкую телевизионную рекламную кампанию были едва ли не обязательным условием для получения общеизвестного статуса. Спецификой маркетинговой стратегии бренда «Ушастый нянь» было отсутствие телевизионной рекламы в принципе.
Президиум Суда по интеллектуальным правам подтвердил позицию заявителя, указав на то, что телевизионная реклама не является единственно возможным способом продвижения бренда на рынке, и ее отсутствие не исключает общеизвестности обозначения.
Екатерина Проничева, представлявшая интересы заявителя, отметила, что отсутствие продвижения порошка «Ушастый нянь» через радио и телевидение, которые считаются Палатой по патентным спорам наиболее популярными и доступными широкому кругу потребителей каналами коммуникации, в наше время цифровых технологий не может говорить о низкой известности бренда. Все большее развитие продвижения через интернет, а также через каналы, «близкие» к целевой аудитории: информация о бренде в родильных домах, женских консультациях, детских садах и т.д.
Кризис не помеха
Еще одним важным результатом по делу является вывод Президиума Суда по интеллектуальным правам о взаимосвязи экономического кризиса и снижения экономической активности населения с общеизвестным статусом бренда.
Изначально Роспатент, не признав «Ушастый нянь» общеизвестным, указал, что в период с 2014 года в России наблюдался спад продаж бренда, что, как результат, исключало общеизвестный статус. Президиум Суда по интеллектуальным правам указал на то, что подобный подход не может быть признан верным.
Спад продаж, при отсутствии в деле доказательств реального спада известности обозначения, не может исключать общеизвестности. То есть даже в условиях экономического кризиса бренд может быть признан общеизвестным.
Проект «Ушастый нянь» продемонстрировал, что российский бренд в современных условиях зачастую может быть признан общеизвестным не в рамках одного отдельно взятого заседания. Признание предполагает, как правило, длительный этап сбора доказательств общеизвестности, проведение социологических исследований, включая заседания Палаты по патентным спорам, а также отдельные заседания в Суде по интеллектуальным правам и Президиуме Суда по интеллектуальным правам.