«Специальный» учет валютных операций при экспорте и импорте товаров 22.06.2000
28 июня 1999 года ЦБ РФ издал Инструкцию № 83-И «О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка Росс
28 июня 1999 года ЦБ РФ издал Инструкцию № 83-И «О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» № 500-У от 12.02.99 г.» (далее — Инструкция ЦБ РФ № 83-И). Этой Инструкцией установлен порядок учета уполномоченным банком валютных операций клиентов, осуществляемых на основании различных внешнеторговых договоров.Установленные Инструкцией ЦБ РФ № 83-И требования к учету уполно-
моченными банками валютных операций распространяются на валютные
операции, осуществляемые на основании: договоров купли-продажи товаров, включая договоры по экспорту (импорту) товаров; договоров международного лизинга; договоров о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности, включая договоры по экспорту (импорту) работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности; кредитных договоров (договоров займа).
Суть установленных Банком России правил учета валютных операций заключается в том, что уполномоченный банк с использованием программного обеспечения формирует и ведет в электронном виде базу данных Сведений о договорах, а также формирует досье, содержащее подборку документов по осуществлению валютного контроля, предусмотренную нормативными актами Банка России. В это досье входят оформленные по установленной форме Сведения о договоре — специальный документ, оформляемый клиентом банка в соответствии с Приложением 1 к Инструкции ЦБ РФ № 83-И на основании обосновывающих документов; разрешение (лицензия) — документ, предоставляющий право на осуществление резидентом валютных операций, связанных с движением капитала, выдаваемый Банком России или уполномоченным Правительством РФ органом; обосновывающие документы, на основании которых клиентами осуществляются валютные операции, а именно: договор и разрешение (лицензия).
При выявлении нарушений валютного законодательства клиентом, уполномоченный банк в соответствии с требованиями программного обеспечения обязан внести в базу данных Сведений о договорах информацию о таком нарушении, содержащую следующие сведения: дату выявления нарушения; наименование, номер и дату нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом, включая нормативные акты Банка России; номер статьи (пункта/подпункта) нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом.
Вопросы ответственности за нарушения положений Инструкции ЦБ РФ № 83-И регулируются пунктом п.5.1. Инструкции. Этим пунктом предусмотрено, что клиенты несут ответственность только за непредставление в уполномоченный банк Сведений о договорах и, в свою очередь, уполномоченные банки несут ответственность:
за проведение валютных операций клиентов без Сведений о договорах и/или обосновывающих документов;
за отсутствие учета осуществляемых клиентами валютных операций, за ведение учета осуществляемых клиентами валютных операций с нарушением порядка, установленного Инструкцией ЦБ РФ № 83-И;
за непредставление (несвоевременное представление) в территориальные учреждения Банка России информации, установленной Инструкцией ЦБ РФ № 83-И.
По своей конструкции п. 5.1. Инструкции ЦБ РФ № 83-И является бланкетной нормой, т.к. в тексте этого пункта есть ссылка, согласно которой конкретные меры ответственности предусмотрены другим нормативным актом — Указанием Банка России № 500-У.
Таким образом, ответственность за нарушения порядка учета валютных операций целиком возложена на уполномоченные банки. Клиенты банков несут ответственность лишь за непредставление уполномоченному банку документов о своих валютных операциях.
Инструкция ЦБ РФ № 83-И и указание ЦБ РФ № 500-У являются наиболее яркими проявлениями одного из основных принципов нормотворчества ЦБ РФ в области валютного законодательства, согласно которому обязанность по ведению учета валютных операций, а также ответственность за нарушение правил учета возлагается только на уполномоченные банки.
Природа «учета валютных операций» в смысле норм Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» до настоящего времени остается достаточно неопределенной. Ни один из органов валютного контроля не дал общего официального толкования этому понятию. Единственно возможный путь исследования сути понятия «учет валютных операций» — это анализ самого закона, а также многочисленных нормативных актов Банка России, посвященных вопросам учета валютных операций.
Пунктом 2 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. № 3615-1 предусмотрена ответственность за отсутствие учета валютных операций и ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, при этом, как уже было сказано, Закон не содержит определения понятия «учет валютных операций».
Такая ситуация создала благоприятные условия для произвола со стороны Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Специалисты ВЭК России используют правовую конструкцию «нарушение порядка учета валютных операций» для квалификации валютных правонарушений, за которые нельзя привлечь к ответственности в соответствии с другими статьями Закона и нормами прочих нормативных актов валютного законодательства. При этом ВЭК России не выработал никаких точных критериев отнесения тех или иных действий к учету валютных операций. В практике работы федеральной службы получил распространение принцип, согласно которому учетом валютных операций считается абсолютно все, имеющее хоть какое-либо отношение к валютных операциям резидентов: оформление паспортов сделок, надлежащее оформление валютных операций и их отражение в документации резидентов, отражение валютных операций в их бухгалтерском учете и т.п.
В соответствии с п.3 ст.12 Закона, порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям определяют органы валютного контроля. В настоящее время в РФ органами валютного контроля являются ЦБ РФ, Правительство РФ в лице ВЭК России, ГТК РФ и МНС РФ. Подп.«ж» п.2 ст.9 Закона уточняет, что именно Банк России, как основной орган валютного контроля, в рамках Закона устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления. Банк России не определил общего порядка учета для всех видов валютных операций. Регулируя вопросы учета валютных операций ЦБ РФ использует иной принцип — вместо общих правил устанавливается особый порядок учета валютных операций для каждого конкретного вида валютных операций. В связи с этим под учетом валютных операций следует понимать только то, что в инструктивных документах Банка России именуется учетом валютных операций.
В соответствии с подп. «г» п.2 ст.13 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет. С учетом положений ст.ст.9 и 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» следует сделать вывод, что резиденты и нерезиденты обязаны вести учет валютных операций в порядке и по формам, установленным Банком России для конкретного вида валютных операций. Все возможные правила «учета валютных операций» в смысле налогового законодательства, законодательства о статистке и прочих отраслей российского права, установленные всеми иными органами государственной власти, кроме ЦБ РФ, не имеют никакого отношения к обязанностям резидентов и нерезидентов, установленным подп. «г» п.2 ст.13 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии с п.2 ст.14 Закона, порядок привлечения к ответственности за отсутствие учета валютных операций и ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка устанавливается Центробанком РФ в соответствии с законами РФ.
Таким образом, Банк России устанавливает правила ведения учета валютных операций, а также определяет условия, при которых наступает ответственность за нарушение таких правил.
Из изложенного следует, что признаки валютного правонарушения присутствуют лишь в том случае, если резидентом нарушены установленные Банком России правила учета валютных операций, а основанием привлечения к ответственности по п.2 ст.14 Закона является только такое нарушение порядка учета валютных операций, за которое Банком России установлена ответственность.
Налоговые органы и органы ВЭК России в ходе проверок резидентов часто склонны отождествлять правила учета валютных операций, о которых говорит Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и правила бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности резидентов. Действительно, ЦБ РФ установил правила бухгалтерского учета, но только для кредитных организаций. Банк России не вправе устанавливать правила бухгалтерского учета валютных операций для субъектов, не являющихся кредитными организациями. В связи с этим хотелось бы еще раз категорично отвергнуть любые попытки отождествить понятия «учет валютных операций» и «бухгалтерский учет хозяйственной деятельности» резидентов, не являющихся уполномоченными банкам.
Вообще природа понятия «учет валютных операций» имеет двойственный характер. С одной стороны существуют установленные ЦБ РФ для уполномоченных банков правила бухгалтерского учета (отражения по конкретным счетам бухгалтерского учета) валютных операций как самих банков, так и их клиентов. С другой стороны существуют иные, «специальные» правила учета валютных операций, суть которых заключается во внесении в установленном порядке сведений о конкретных валютных операциях резидентов в разработанные ЦБ РФ документы, на основании которых осуществляется валютный контроль за торговыми операциями субъектов внешнеэкономической деятельности.
И формы и содержание этих двух сторон учета валютных операций различны. Общим и для «бухгалтерского», и для «документального» учетов является только их предмет — учету подлежат только валютные операции, определение которых содержится в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии с п.7 ст.1 Закона, к валютным операциям относятся:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов;
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
Правила учета валютных операций при экспорте товаров установлены в Инструкции ЦБ РФ № 86-И и ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» (далее — Инструкция ЦБ РФ № 86-И). При экспорте товаров имеет место только «осуществление международных денежных переводов», т.е. переводы средств в иностранной валюте нерезидентами-покупателями в адрес резидентов-продавцов. Данные о таких валютных операциях содержатся в Учетных карточках таможенно-банковского контроля. Определения понятия «Учетная карточка таможенно-банковского контроля» содержится в п.1.3. Инструкции ЦБ РФ № 86-И. Учетная карточка таможенно-банковского контроля (сокращенно — УК) — документ валютного контроля, составленный по установленной Инструкцией форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом (экспортируемом) по Контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях Выручки.
В соответствии с п.5.2. Инструкции, по каждому Контракту, в соответствии с которым оформлен паспорт экспортной сделки, уполномоченный банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу Экспортера или переводом Экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.
Продолжение следует.