«Способ заработка». Как стать профессиональным кэшбекером
Отсутствие нужных категорий, чрезмерное количество условий для начисления и мелкий шрифт. Банк исследовал, почему одни екатеринбуржцы отказываются от карт с кэшбеком, а другие на этом зарабатывают.
Больше 70% опрошенных жителей Екатеринбурга пользуется картой с кэшбэком. Чаще всего это люди в возрасте 26-35 лет с доходом 30-60 тыс. руб. в месяц. Исследование Райффайзенбанка показало, что в группе респондентов с доходом свыше 90 тыс. руб. в месяц кэшбэк получает 90% опрошенных, тогда как при доходе до 30 тыс. руб. в месяц — только 58%.
Почти треть всех опрошенных в Екатеринбурге (24%) заявили, что не пользуются картой с кэшбэком. Главная причина (44% ответов) непрозрачные условия по карте. Еще 15% признались, что просто не знают о таком банковском продукте. Наименее осведомлены о существовании карт с кэшбэком опрошенные в Уфе, Ростове, Нижнем Новгороде и Краснодаре. Лучше всего с кэшбэком знакомы жители Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Москвы.
В исследовании приняли участие более 2600 россиян старше 18 лет из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы и других крупных городов.
Александра Краснова, директор по коммуникациям Сравни.ру, считает, что россияне не пользуются кэшбэком по многим причинам, одна из них — низкая финансовая грамотность:
У людей старшего поколения совершенно особое отношение к деньгам. И, например, в советское время не было сложных финансовых продуктов. Сейчас на федеральном уровне проводятся мероприятия по повышению финансовой грамотности. Такие уроки стали появляться в школах. Банки тоже не отстают — выпускают обучающие приложения для детей. Но по-прежнему у многих есть ощущение, что финансы — это очень сложно. Хотя уже есть и сервисы, которые помогают это сделать очень быстро. Но в целом финансы кажутся сложной и далекой сферой, к которой страшно подступиться.
Достаточно большая доля опрошенных не пользуется картой с кэшбэком по другим причинам. Обычно это отсутствие услуги на зарплатной карте, нежелание оформлять новый продукт и разбираться в его условиях.
13% опрошенных ранее пользовались картой с кэшбэком, однако отказались от нее. Главными причинами стали отсутствие нужных категорий и слишком большое количество условий для начисления кэшбэка.
Среди тех, кто пользуется картой с кэшбэком, 88% заявили, что в целом понимают условия своих программ лояльности. Однако каждый десятый жалуется на большое количество ограничений и условия мелким шрифтом. Остальные заявили, что уже не пытаются разобраться в условиях, на которых им начисляется кэшбэк или бонусные баллы.
Банковской картой люди пользуются ежедневно, оплачивая покупки по несколько раз в день. Это продукт для повседневной жизни. Поэтому он должен быть максимально простым, понятным и удобным. Кэшбек постепенно также становится привычным приятным бонусом, который делает безналичную оплату выгоднее. Сегодня у клиентов есть ожидания, что бонусные программы должны быть прозрачными и легкими, — поясняет Эльвира Емец, директор Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка.
Большинство екатеринбуржцев использует одну карту с кэшбэком — так ответили 67% опрошенных. Это наиболее характерно для молодых людей с пока еще невысоким достатком. Опрошенные с более высоким уровнем дохода предпочитают иметь несколько карт и использовать их для разных категорий расходов.
29% екатеринбуржцев используют 2-3 карты с кэшбэком и расплачиваются ими в разных категориях, чтобы увеличить бонусы.
Наибольший кэшбэк респонденты получают в категориях «продукты питания». При этом женщины больше тратят в магазинах одежды и ресторанах, а главные расходы мужчин — это гаджеты и АЗС.
Большинство опрошенных (28%) не совершает дополнительных покупок, чтобы получить больше бонусов. Около 18% стремится осуществить их практически всегда, а 25% — только тогда, когда копит на что-то. Однако семьи с детьми значимо чаще совершают дополнительные покупки для увеличения количества бонусов, когда копят на что-то.
Есть профессиональные кэшбэкеры, которые сидят на форумах и в чатах, и изучают, как наиболее выгодно пользоваться каждой картой. Для них это даже некий способ заработка, некоторые рассматривают кэшбэк просто как приятный бонус за то, что пользуются картой, — говорит Александра Краснова.