Спросите правильно, и люди будут работать в 3 раза лучше. Как говорить с подчиненными
Об одном и том же можно спросить по-разному. Сравните: «Кто в этом виноват» и «Как мы можем исправить ситуацию». Эффективность и разумность второго вопроса налицо, но помним ли мы об это постоянно?
Перед тем, как задать вопрос, поймите, на самом ли деле вы хотите получить на него ответ. Такой совет дает колумнист Harvard Business Review, автор книги A More Beautiful Question Уоррен Бергер.
Эксперт говорит, что вопросы, конечно, ценный инструмент лидера. Но важно задавать именно правильные вопросы, только такие помогут предвидеть перемены, использовать возможности и вести компании в нужном направлении.
Кроме того, важно то, как вы задаете вопросы. Поданные в правильной форме, они помогают мотивировать людей и вовлекать их в работу, ни в коем случае они не должны приводить к конфликтам и взаимным обвинениям.
Так каких вопросов стоит избегать? На основе разговоров с несколькими экспертами по лидерству я вывел пять очень распространенных вопросов, которые могут приводить к нежелательным последствиям и вести людей в неверном направлении. Если их немного подправить, то эти самые вопросы можно использовать, чтобы увлечь людей.
«В чем проблема?»
Руководители часто задают этот вопрос, в той или иной форме. «В чем проблема, что идет не так, что прекратило работать — это, увы, отправная точка для 80% управленческих совещаний», — говорит Дэвид Куперрайдер, профессор Университета Кейза.
Когда руководитель задает вопрос, сфокусированный на проблемах и слабостях, вся организация будет концентрироваться на этом, забывая о сильных сторонах и возможностях. Вместо того, чтобы выяснять, что пошло не так, и фокусироваться на «проблеме», лучше использовать позитивные вопросы:
Что мы делаем хорошо и как мы можем развить и использовать это? Каков идеальный результат, и как нам приблизиться к нему?
«Чья это вина?»
Этот вопрос делает обязательным поиск козлов отпущения. Часто лидеры, спрашивая о виновных, пытаются переложить вину с себя на сотрудников, говорит Кит Ямашита из консалтинговой фирмы SY Partners. Куда правильнее спросить «Как мы можем вместе справиться с этими слабыми моментами?».
Так станет понятно, что нужно улучшить, при этом не фокусируясь на виноватых.
«Почему это не сделано вот так?»
Если лидер компании задает такой вопрос, он навязывает определенную модель поведения, это может даже приводить к домыслам. Эксперт по лидерству Мэри Джо Асмус из Aspire Collaborative Services говорит:
Вопросы вроде «А что, если ты сделаешь вот таким образом?» — это лишь замаскированная форма контроля.
Если вы наняли хороших сотрудников, у вас не должна возникать необходимость контролировать, как именно выполняется работа. Дайте людям возможность самим сформулировать идеи и подходы. Помочь им можно вопросами типа «А почему ты считаешь, что нужно сделать именно так?».
«А разве мы уже не пробовали это?»
Таким же неправильным будет «Почему ты считаешь, что это сработает, ведь прежде у нас это не получалось?». Конечно, лидер может подвергать что-то сомнению, но важно делать это с правильной интонацией.
Фил Кесслер из компании Vistage International, консультирующей высшее руководство, отмечает, что такой вариант вопроса звучит слишком снисходительным и даже пораженческим. Он словно говорит, что все уже придумано заранее, и если что-то один раз не получилось, больше пробовать не стоит.
Но ведь некоторые идеи оказывались неподходящими из-за неудачного момента или неверного исполнения, а не потому, что они плохи сами по себе.
Лучше спрашивать: «Если мы предпримем это сейчас, что будет иначе — и как это повлияет на результат?»
«А где наш iPad?»
Консультант Дев Патнаик из Jump Associates замечает, что подобные вопросы часто задают паникующие боссы, увидев, что конкурент выпустил отличный новый продукт.
По сути, босс спрашивает у команды: «А вы почему такого не придумали?». Этот вопрос, однако, лишь превращает сотрудников в последователей и имитаторов, которым важно скопировать чужие достижения, желательно как можно быстрее.
Куда лучше звучат вопросы: «Почему наш конкурент добился такого успеха с этим продуктом? Какую потребность он удовлетворяет? Как мы можем использовать наши сильные стороны, чтобы еще лучше удовлетворить запросы потребителей?».
В целом лидер должен избегать вопросов, которые не исследуют ситуацию, а что-то доказывают, говорит Тим Огилви из консалтинговой фирмы Peer Insight.
Теги: управление персоналом, бизнес, карьера