«Сравняйте все бизнес-школы с землей»: почему обучение предпринимательству зашло в тупик
«Им отдают лучшее здание в университетском городке, и на этом все. То, чему учат студентов, крайне неэтично и неправильно». Профессор с 20-летним стажем преподавания рассказал о проблемах бизнес-школ.
Мартин Паркер, профессор кафедры менеджмента университета Бристоля, преподававший в бизнес-школах с 1995 года, рассказал The Guardian, почему современные бизнес-школы нужно идеологически переосмыслить. По его мнению, то, чему там учат студентов, приводит к серьезнейшим проблемам во внутренней и внешней политике стран.
— На Земле насчитывается 13 000 бизнес-школ. Это слишком много, я говорю об этом потому, что преподавал в них 20 лет.
Паркер рассказывает, что бизнес-школе всегда отводится лучшее здание в университетском городке, так как она приносит наибольшую прибыль. Это естественно: ведь там обучают людей, как делать деньги. Конечно, эти школы влияют на мир бизнеса, но также они развивают культуру мошенничества, жадности и быстрых денег.
Критики бизнес-школ бывают разных форм и размеров: работодатели жалуются на то, что выпускники не имеют практических навыков, консервативные люди презирают MBA, европейцы стонут об американизации, радикалы кричат о концентрации власти в руках капиталистов.
— Работая в этой сфере много лет, я пришел к выводу, что лучшее, что можно сделать с бизнес-школами — это закрыть их. Сами профессора этих школ регулярно говорят, что обучение «сбилось с пути»: деканат просто выкачивает из студентов деньги, давая им то, что как, считают сами студенты, они должны получать. Ученики пишут красивые статьи для журналов, которые никто не читает, ожидая, когда же получат диплом, за который так много заплатили их родители. В итоге студенты становятся в лучшем случае неплохими менеджерами высшего и среднего звена.
Эксперты, критикуя бизнес-школы, говорят о возможных изменениях, но это не то, что может спасти бизнес-образование. Главная проблема в том, что бизнес-школа преподает только одну из форм организации дела — рыночный управленческий подход.
Именно поэтому я считаю, что нам стоит бульдозерами сравнять с землей все имеющиеся бизнес-школы. Пора требовать нового подхода к управлению, бизнесам и рынкам.
Если мы хотим, чтобы те, кто стоит у власти, стали более ответственными, мы должны прекратить рассказывать студентам, что лидер может менять свое мнение в зависимости от ситуации, что цель законов о налогах — это возможность уйти от налогов, и что главная цель маркетинга — это создание все новых, ненужных и непрактичных желаний толпы.
Если мы воспитываем выпускников в «неизбежности капитализма», когда противника нужно рвать зубами, неудивительно, что мы получаем так много бизнес-мошенников. Мы не учим их тому, что ответственность, честность и стабильность — это не просто красивые слова, a понятия, которые должны применяться в работе.
Конечно, многие исследования рынков и экономики говорят, что капитализм неизбежен, что финансовые и правовые методы для осуществления капитализма являются одной из форм науки. Да, но сочетание стремления человека к обогащению и получаемых им в бизнес-школе знаний, сделали мир опасным.
Ради примера возьмем курс «Финансы». На нем рассказывают, как использовать ценные бумаги, изначально предполагая огромное неравенство в доходах людей. Чем большее неравенство в обществе, тем больше интерес к финансам, а также рынок роскошных яхт. Финансисты почти всегда предполагают, что полученные за счет труда других доходы — это честно и правильно. Это так, но должна оставаться и человечность. Успешные финансовые стратегии — это те, которые обеспечивают максимальную отдачу в кратчайшие сроки и, следовательно, еще больше усугубляют социальное неравенство, которое и сделало их возможными.
Проблема в том, что деловая этика и корпоративная социальная ответственность — это предметы, используемые для затыкания «окон» в расписании бизнес-школ. На них почти никогда не вспоминают, что, поскольку текущие социально-экономические отношения порождают проблемы, необходимо их изменить.
В бизнес-школе капитализм считается конечной точкой, экономической моделью, которая превзошла все остальные, и теперь он преподается как наука, а не идеология. Бизнес-школа пытается притворяться университетом: библиотеки, публикации в журналах, профессорский состав преподавателей. Но знания, которые продает бизнес-школа, и способ их продажи очень вульгарны и глупы.
«Что я могу сделать, чтобы заработать больше денег?», — спрашивают студенты. И преподаватели рассказывают им, забывая напомнить о моральной стороне вопроса. Неслучайно в последних экономических кризисах обвиняют выпускников таких бизнес-школ: жадных, неэтичных и злых.
В бизнес-школе отделяют коммерческую жизнь от остальной части существования, но затем человек начинает жить в реальном мире, где эти понятия неотделимы. Мир, который создается рыночным менеджеризмом, привитым бизнес-школами, не является приятным. Это своего рода утопия для богатых и могущественных. Их привилегии покупаются ценой экологических катастроф, ресурсных войн и вынужденной миграции, неравенству внутри стран и между ними, поощрением гиперпотребления, а также упорной антидемократической политикой в сфере труда.
Обучение в современных бизнес-школах пора переосмыслить, потому что оно ведет в тупик всю цивилизацию.
Напомним, ранее Олег Тиньков* в интервью Владимиру Познеру рассказал о том, почему предпринимательству нельзя и не нужно учиться:
Это богом данный талант, ему невозможно научиться. Лучшие предприниматели, которые меняли мир, все бросили университеты и недоучились. Конечно же, для того чтобы быть предпринимателем, не нужно никакого образования. Нужно иметь природный дар, очень большую силу воли, цепкость, ты должен быть постоянно в стрессе и любить это, быть психологом. Образование скорее даже вредит предпринимателю.
* - выполняет функции иностранного агента