«Срочно садятся в последний самолет». Уральский бизнес подхватил коронавирус?
Вспышка истерии или реальные убытки? DK.RU поговорил с аналитиком и уральскими предпринимателями, работающими с Китаем, чтобы оценить реальную угрозу бизнесу от нового вируса.
История с китайским коронавирусом набирает обороты. По последним данным, число заболевших пневмонией, вызываемой новым типом коронавируса, превысило 20,4 тыс. человек, число смертельных случаев приближается к 500. Первые подтвержденные случаи заболевания зафиксированы в России. Вирус выявили у студентки Тюменского индустриального университета, гражданки Китая. С подозрением на вирус госпитализировали жительницу Нижнего Тагила, которая проводила отпуск в Таиланде и вернулась домой через Китай.
Всемирная организация здравоохранения 31 января 2020 г. признала вспышку коронавируса в КНР чрезвычайной ситуацией. Границы с Китаем временно закрыты, туроператоры прекратили продажу туров и возвращают туристам деньги. Авиаперевозчик «Уральские авиалинии» отменил рейсы в КНР, а заодно и в некоторые европейские города до конца марта. AliExpress, крупная торговая площадка, поставляющая товары из Китая в Россию, предупредила о возможных задержках в работе. Минздрав России готовит специальное место, куда на карантин будут помещены россияне, эвакуированные из Китая. По данным СМИ, это будет санаторий вблизи Тюмени.
Все это напоминает кадры из фильмов-ужасов о глобальных заражениях, охвативших мир. Примечательно, что на этом фоне лучше всего себя чувствует небольшая компания из уральского города Миасс, которая производит противочумные костюмы и изолирующие боксы, используемые при транспортировке больных. По открытым данным, выручка миассцев уже выросла на 200%, потому что компания успела отгрузить сотни заказов по заявкам китайцев.
Чтобы разобраться, насколько вся эта история с коронавирусом уже сказалась на уральском бизнесе, DK.RU поговорил с предпринимателями Свердловской области, работающими с Китаем, и аналитиком.
«Скидок не будет»
Китай является крупнейшим деловым партнером Свердловской области. По статистике регионального министерства международных и внешнеэкономических связей, по итогам девяти месяцев 2019 г. товарооборот между странами достиг 1,5 млрд долларов. Основные товары для экспорта — металлопродукция, машиностроение, древесина и продовольственные товары. Импортируются из Китая на Урал, в частности, мебель, текстиль, керамика, игрушки, продукция машиностроения.
Что Китай импортирует в Россию? Это не только ширпотреб, одежда, обувь, игрушки, но и высокотехнологичные товары. Китай — крупнейший поставщик в Россию сотовых телефонов и других гаджетов. Это может сказаться на бытовом уровне — понятно, что наши торговые компании запаслись, на две-три недели товар всегда есть, особенно в преддверии 23 февраля и 8 марта. Скорее всего, до середины марта вряд ли будут перебои. Но в связи с приостановкой предприятий и грузопотока перебои будут. А это значит, что мы не увидим привычных скидок к этим праздникам. А в худшем случае столкнемся с дефицитом товаров.
По мнению аналитика, «радуются» такой ситуации в Китае производители медицинского оборудования и удобрений, ожидая рост поставок в пострадавшую страну. Однако для основных секторов экономики Свердловской области, которые экспортируют продукцию в Китай — металлургии, продукции машиностроения, — это плохие новости.
«Других вопросов хватает»
Опрошенные DK.RU представители бизнеса, работающие с китайской продукцией, не склонны драматизировать ситуацию. Участники рынка сходятся во мнении, что больше всего от ситуации с распространение вируса уже пострадали транспортные компании, авиаперевозчики и туриндустрия.
Зачастую представители бизнеса работают с китайскими производителями не напрямую, а через российских дистрибьюторов. В частности, по такой схеме с Китаем сотрудничает компания «Биоэнергия» (четыре года назад компания из Екатеринбурга выпустила на рынок технологию WiseSoil, которая позволяет значительно ускорить работу и повысить эффективность биогазовых установок. Технология востребована на зарубежных рынках).
Я смотрю, как люди реагируют на коронавирус. Есть глобальный индикатор — динамика фондовых рынков. Казалось бы, какая связь? А она прямая, потому что глобальные рынки — это гигантский искусственный интеллект, и если бы была глобальная пандемия, которая вскоре снизит активность авиаперевозок, повлияет на изоляцию Китая (а это вторая экономика в мире), то рынки бы упали. Но после длинных выходных, китайского Нового года рынки цифра показали, что никто не испугался. Мне кажется, это хороший индикатор того, что все не так страшно.
С российскими представителями китайских автомобильный брендов работает авторынок «Березовский привоз». Генеральный директор грузомолла «Березовский привоз» Эдуард Иванов рассказал DK.RU, что пока трудностей с поставками автомобилей из Китая у дилера нет.
За ситуацией в Китае я не особо слежу — без этого хватает вопросов. Знаю, что бренд Foton, с которым мы работаем, выделил авто для передвижных лабораторий в зараженные районы.
Источник DK.RU в компании Сима-ленд (компания размещает заказы на фабриках Китая) рассказал, что ситуация с распространением вируса никак не отразилась на работе. В работе всегда учитывается сезонность, связанная с празднованием китайского Нового года, и товар выходит из Китая в Россию до начала праздников. О каких-либо последствиях можно будет говорить не раньше начала марта. Сотрудники Сима-ленд не попали в эпицентр заражения, так как еще до начала эпидемии вернулись в Екатеринбург на время национального праздника в Китае.
DK.RU также обратился за комментарием на крупнейший уральский рынок «Таганский ряд», но на момент подготовки публикации ответ не был получен.
Ресторатор Евгений Урюпин, известный проектами мясной дом Dirk, пиццерия Ptizza Счастья, бистро китайской кухни Jang Su и китайско-тайско-японским Dong Po, рассказал DK.RU, что напрямую с Китаем рестораны могут работать только нелегально, либо нужно нанимать специального агента, который будет заниматься общением с таможней. Сам он работает с российской компанией, которая занимается поставками продуктов из Китая.
По словам ресторатора, из-за закрытия сообщения с КНР ожидаются сложности с новыми поставками продуктов, пока рестораны раскупают то, что осталось на складах дистрибьюторов.
Проблема может быть в нахождении китайских граждан-поваров на территории Екатеринбурга. Конечно, мы хотели приглашать на работу еще поваров из Китая, но сейчас не будем этого делать, будем обходиться своими силами. У нас есть шефы и сотрудники, которые давно работают в России, у них есть все документы на год.
Евгений Урюпин говорит, что у китайских сотрудников есть приложения в телефонах, где они отслеживают реальную ситуацию:
Им всем позвонили и сказали, что нужно уезжать тем, у кого визы закончатся в ближайшие два месяца. Они срочно купили билеты и садятся в последний самолет. Расстраиваются они только из-за того, что приедут в Китай и там не будет работы. Рестораны не работают, вся торговля, которая может способствовать передаче вируса, остановлена. Они будут сидеть без денег неизвестно сколько времени. Для Китая это большая проблема в плане экономики, транспортного сообщения. Но больше оттого, что ситуация нагнетается и активно обсуждается. Мы не относимся с безразличием к проблемам других стран. Особенно если они являются родиной наших сотрудников. Но падения, страха, угрозы нет. У нас задач своих хватает, которые надо решать в рабочем порядке.
По мнению Евгения Урюпина, проблемы у екатеринбургских рестораторов могут возникнуть, если люди будут бояться ходить в заведения с азиатской кухней. Однако оснований для этого сам он не видит:
Мне кажется, нет никаких фактов, подтверждающих проникновение вируса через продукты. Сейчас поставки остановлены, но это, на мой взгляд, просто обеспечительная мера, чтобы подстраховаться — такая же, как запрет транзитных самолетов. Подстраховываются везде, где могут. Все продукты, которые завозятся, проверяет таможня.
Аналитик Константин Селянин полагает, что не нужно поддаваться истерии по поводу распространения вируса, но и не стоит недооценивать эту ситуацию:
Пока речь идет о достаточно небольшом числе заболевших, и цены на биржах еще могут отыграть, но если вирус будет прогрессировать и заболеют не десятки тысяч, а миллионы, последствия будут серьезными — как ни старайся, вирус перекинется на другие континенты. По моим оценкам, если через пару недель вирус будет купирован, отделаемся по-легкому — отрасли восстановятся. А если затянется еще на месяц, последствия будут тяжелее. Больше всего, конечно, пострадает сам Китай. У них эта ситуация пришлась на Новый год — это основной спрос, на подписание торговой сделки с США (сейчас условия могут быть пересмотрены). Я бы внимательно следил за ситуацией. Но все мы помним вспышки «птичьего гриппа» в 2004 г., последствия для мировой экономики были не катастрофические, потому что с этим вирусом довольно быстро справились.