Стагнация и кризис неплатежей: количество банкротств в России снова начало расти
«Банки все менее склонны идти навстречу бизнесу и реструктуризировать долг». Компании стали банкротиться чаще, при этом кредиторы по-прежнему получают всего 2% от взыскиваемых долгов.
Тенденция сокращения числа корпоративных банкротств, которая наблюдалась в России во второй половине 2018 г., прекратилась, говорится в обзоре Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). В I квартале 2019 г. число банкротств увеличилось на 1,9% относительно предыдущего квартала или на 2,4% по сравнению с первым кварталом 2018 г. Общее число банкротств за квартал на 9,9% выше, чем в первом квартале 2014 г.
Рост числа корпоративных банкротств является отражением экономической стагнации и кризиса неплатежей, сказала РБК руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса, партнер «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. Банки все чаще используют процедуру банкротства, чтобы вернуть деньги, а процедуры внешнего управления и финансового оздоровления остаются экзотикой: у должников нет ресурсов, чтобы восстановить платежеспособность, а кредиторы не готовы ждать.
Банки все менее склонны идти навстречу бизнесу и реструктуризировать долг. Иногда уже после первой просрочки при определенных обстоятельствах банки могут инициировать банкротство заемщика, — сказала Литовцева.
Вторая причина роста — последствия отзыва банковских лицензий: после каждого такого случая или санации происходит 50–100 новых корпоративных банкротств, отмечает партнер BGP Litigation Сергей Лисин.
Сильнее всего количество компаний-банкротов выросло в строительстве, коммерческих услугах, сельском хозяйстве и машиностроении. Почти не изменилось — в торговле, пищевой промышленности, транспорте и связи, металлургии, снизилось в электроэнергетике.
Банкротящиеся компании вернули кредиторам менее 2% от требуемых сумм — 22,1 млрд из 1,1 трлн руб., следует из данных «Федресурса». В прошлом году показатель был немногим больше: 2% задолженности или 22,3 млрд из 1 трлн руб. У должников в основном отсутствуют активы, а процедуры их продажи построены неэффективно. «Пока не будет исправлено законодательство и введены более действенные меры, доля возвратов останется ничтожной», — резюмирует Сергей Лисин.
Раньше в банкротном законодательстве был большой крен в сторону защиты должника, а сейчас — явно в пользу кредиторов, говорил DK.RU управляющий партнер юридической компании Veritas Law Office Роман Лукичев. Он отмечал, что количество банкротств остается большим и ожидать их существенного снижения в ближайшие два года не стоит.