Станислав Гринберг: Как выиграть теми, кто есть
Станислав Гринберг Бизнес-тренер, коуч Я не склонен рассматривать руководителя как жертву, как пострадавшего от манипуляций. Он несет точно такую же ответственность за ситуацию, как и его подчине
Станислав Гринберг
Бизнес-тренер, коуч
Я не склонен рассматривать руководителя как жертву, как пострадавшего от манипуляций. Он несет точно такую же ответственность за ситуацию, как и его подчиненный‑манипулятор. Поэтому я не даю готового ответа, как поступить с таким сотрудником. Это решение всегда остается за руководителем. В бизнесе манипуляция происходит там, где нет ясности, проговоренности бизнес-процессов.
80 процентов людей мыслят процессами, а не результатом. Большинство работников не знают, для чего пришли в компанию, как надолго и что они там делают. Кому-то просто дома скучно сидеть. Он проснулся утром, посмотрел в окно – а там все спешат, на работу торопятся! И он начинает беспокоиться: что же я-то дома сижу? И не успокоится, пока не найдет себе место, куда будет тоже спешить по утрам, тоже болтать в курилке и заходить на сайты знакомств. А поскольку 80 процентов директоров также ориентированы на процесс, они не спрашивают на собеседовании: на какой срок человек устраивается в компанию? Год, три, пять? Что он хочет приобрести за это время? Деньги, карьеру, опыт, самореализацию? Это нормальные вопросы. Никто навечно не приходит в компанию, но мало кто эти вопросы задает. В наших компаниях увольнение по собственному желанию зачастую воспринимается как предательство. Но если заранее договориться, на какой срок приходит человек и чего он должен достигнуть, а что получить взамен за это время, уход будет безболезненным.
В начале сотрудничества никто не показывает новичку его путь в компании: «Через год мы выходим на новые обороты, у тебя появятся новые полномочия и, соответственно, вырастет зарплата. Через три года мы рассчитываем открыть несколько филиалов, при должных успехах ты сможешь возглавить один из них». Неудивительно, что через какое-то время сотрудник начинает себя ощущать некомфортно. Он оказывается в таком безвременье: ни далеких целей, ни маячков «повышение зарплаты» и «карьерный рост». Нет понимания, ради чего он отдает этой компании годы своей жизни? А поскольку сроки или результаты, после которых его ожидают повышение по службе и финансовый успех, обозначены не были – он приходит к директору и начинает неприятный для него разговор. Манипулирует, угрожая увольнением.
В такой ситуации нет такого, что один – пушистый и кругом прав, а другой злодей. Они оба создали эту ситуацию. Поэтому я не рассматриваю человека, которым манипулируют, как жертву и не вижу смысла вооружать одного человека против другого. Вопрос, что делать с сотрудником‑манипулятором, неверный. Это все равно, что у человека в квартире потолок протекает, на пол вода капает, и он спрашивает: «как эффективнее убирать воду с пола?» Надо разбираться с потолком! Манипуляция – не трагедия, а следствие неправильной политики внутри компании. Сигнал, что надо в корне менять структуру компании, чтобы исключить возможности для шантажа и обмана.
Посадите четырех детей в детском саду за стол и попросите нарисовать стоящую по центру игрушку. Каждый нарисует ее под своим углом. А теперь попросите их нарисовать так, как видит эту игрушку сосед справа или слева. Другой угол зрения! Так и в бизнесе: подчиненный редко смотрит на ситуацию глазами директора или собственника, и в этом одно из главных заблуждений руководителей. Директор, специалист, собственник, инвестор – это не должности, это типы мышления. Если положить перед каждым 100 рублей, специалист задумается: как я эти деньги могу потратить, инвестор – как преумножить, собственник – как пустить в бизнес. У них взгляд сфокусирован на разные вещи. Вы видели людей, которые собирают на улицах бутылки? У них так сфокусирован взгляд, что они видят только бутылки. Мышление можно изменить, стоит лишь научиться перемещать фокус.
Компания не будет успешной, если руководитель мыслит в одном направлении, а сотрудники – в другом. Необходимо, чтобы у всех было четкое понимание, куда наша компания идет, какой оцифрованный результат и в какие сроки она собирается получить и какова мера участия каждого в этом результате. Когда есть четкая и ясная договоренность, почвы для манипуляций нет. У нас сейчас таких предприятий не очень много. Но выживут или будут нормально развиваться именно те компании, где люди нацелены на конечный результат. Потому что рынок диктует свои условия. Можно какое-то время пребывать в иллюзиях и не думать об этом, но в любом случае компания не может быть лучше тех людей, которые в ней работают.
Как поступить с манипулирующим сотрудником – каждый решает для себя в зависимости от своего типа мышления. Если руководитель мыслит как специалист, то есть живет в сиюминутном моменте здесь и сейчас, то для него это трагедия: ой, человек уходит. Директор скажет: ничего, найдем другого. Инвестор вообще не будет упираться в этот частный случай: он задумается, как изменить систему, чтобы манипуляция не повторилась, усилить надежность человеческих ресурсов. Решать вам. Мы в бизнесе – не в армию призваны и вольны выбирать людей, с которыми работаем.
Другое дело, что существует две стратегии. Есть те, кто отбирает игроков, как Роман Абрамович: скупает команду. Но есть и вторая правда: сила директора не в том, чтобы набрать лучших и с ними выиграть, а в том, чтобы выиграть с теми, кто есть. Путь селекционера и путь воспитателя. Так что не всегда стоит торопиться с увольнением.