Стартапы — это сплошной хаос: почему работа в новой компании невыносима
Профессиональный путь — дело сугубо индивидуальное. Одни предпочитают работать в крупных корпорациях, другим — по душе молодые и перспективные проекты.
В конце октября на DK.RU вышла колонка основателя компании Wowworks.ru Сергея Дядиченко, который рассказал о том, есть ли жизнь после работы в крупных корпорациях. По его мнению, из крупных компаний надо уходить, потому что в один момент сотрудник достигает «стеклянного потолка». Все. Дальше корпорация не в силах предложить человеку развитие. Остается работа ради работы и приятных денежных бонусов.
Оппозиционное мнение высказал Максим Матузов, долгое время проработавший в Apple и Google. Однажды он почувствовал на себе давление того самого «стеклянного потолка» и ушел в стартап, о чем потом сильно пожалел.
Рассказ о том, почему в Google работают на старом софте, Apple похож на Северную Корею, а стартап — это сплошной хаос Матузов опубликовал на страницах портала «Большие планы».
Максим Матузов:
— Мой переезд в Штаты начался в 2009 году, когда я приехал на лето на Восточное побережье по программе Work&Travel. Особого желания остаться не было, хотелось просто провести лето в компании таких же, как я, студентов, покататься по городам и просто ни о чем не думать.
Вернувшись в свой родной Мурманск через полгода и испытав сильнейший шок от увиденного, я твердо решил поменять туристическую визу на рабочую и уже летом 2010 года снова оказался в Штатах.
К тому моменту у меня уже было несколько друзей, которые жили в Кремниевой долине на Западном побережье и работали в хай-теке.
По статистике, в хай-теке в нашем регионе занято около 10% населения. Мне лично эта цифра кажется очень заниженной, поскольку почти все мои друзья и знакомые так или иначе связаны с IT: IT-маркетинг, IT-финансы, IT-инженеры и т.д.
Найти работу в Долине несложно. Необязательно быть хардкор-программером, главное — быть специалистом и уметь себя правильно продать.
Я всегда интересовался системным администрированием, мог собрать и разобрать компьютер, но к софту никакого отношения никогда не имел. Зато с английским проблем не было: я его изучал с первого класса в гимназии, параллельно был языковой колледж, а потом уже иняз в гуманитарном университете.
Карьеру я начал с небольшой компании, которая занималась проектами для разных больших клиентов (HP, Microsoft, Cisco). Платили там немного, 30–35 баксов в час, но на жизнь хватало, и для меня это был в первую очередь опыт.
Там я впервые окунулся в проджект-менеджмент в сфере программного обеспечения. Начал изучать методологии, как устроен бэкенд (программный код, отвечающий за работу с сервером, данными для их дальнейшей записи в БД или отправки клиенту и т. п. — прим. ред.), как работает отчетность в больших компаниях и т. д.
Я проработал в маленькой компании три года, а потом меня позвали в Google.
Найти такую работу несложно — нужно просто много общаться, отслеживать вакансии онлайн, время от времени закидывать резюме.
В Google я занимался проджект-менеджментом — системную аналитику, то есть работу с базами данных, решил оставить, это очень скучный рутинный процесс. Мне же хотелось больше общаться с людьми, а не заполнять таблицы.
В мои задачи внутри Google Analytics входило все то же управление локализацией и работа с вендорами, но масштабы были уже совершенно другими. Большее количество вендоров (в моем случае около 500), большее количество стран. Меня определили заниматься Латинской Америкой, и к моему происхождению это не имеет отношения.
Американцам вообще все равно, откуда ты приехал. У них даже нет разделения Европы на Восточную и Западную, для них это все просто Европа.
В Google я понял, что одни и те же методы в разных компаниях не работают: то, что в небольшой конторе применяется успешно, в корпорации не годится — нужно уметь подстраиваться.
Даже одинаковые должности в разных компаниях означают совершенно разное: одно дело вице-президент Google, а другое — вице-президент какого-нибудь стартапа, где вообще непонятно, кто за что отвечает.
Вообще-то, это был серьезный переход, опыт предыдущей компании был тут практически бесполезен. Структура компании, объемы работ и цифры были абсолютно другими.
Как и в любой большой компании, в Google много времени занимает организация и пропихивание проектов. Любое изменение процесса занимает гораздо больше времени, чем в каком-нибудь агентстве или в стартапе.
Через год работы в Google я ушел в Apple. Предложение получил, честно говоря, случайно. На одной из вечеринок я узнал, что они набирают команду для нового проекта. Проект был интересный, к тому же я всегда был фанатом Apple и ненавидел Android.
Проблема с компаниями такого уровня — попасть на интервью. Открытых позиций всегда сотни, другое дело, что количество резюме измеряется тысячами.
Поэтому либо нужно быть очень крутым специалистом, либо надо пытаться попасть «по направлению» (по-английски, когда работник компании советует специалиста, это называется referral) сразу в короткий список претендентов. Ты в любом случае должен пройти кучу раундов интервью и тестовых заданий (в зависимости от позиции). Но через рекомендацию шансы получить позицию гораздо выше.
Наша сфера — одна из самых мультикультурных, поэтому здесь много специалистов из разных стран. Очень важно, чтобы у вас совпадало мировоззрение. Если ты понравился команде, но у тебя не хватает каких-нибудь технических навыков, тебя обучат.
Гораздо проще научить человека пользоваться каким-нибудь рабочим инструментом, чем бороться с его тяжелым характером.Такие вещи, как рабочий график, не особо важны. Главное — результат, а где ты его добился — дома, в Старбакс или в офисе, — всем по барабану.
Я, например, начинаю работу часов с 7–8 утра дома, и к тому моменту, когда доберусь в офис (10–11 утра), куча работы уже переделана. Зачем стоять в пробке просто так, когда можно это время провести с большей пользой.
Конечно, Apple крут. И Google крут. Работа над одними из лучших продуктов на рынке многому тебя учит. Ты по-другому начинаешь видеть рынок, начинаешь понимать, почему именно эти компании доминируют на рынке. Компании очень разные, по крайней мере так было на моем опыте. Мой департамент в Google был очень открытым, мы обсуждали любые проекты и вообще строили процессы как хотели
В Apple было все наоборот. Все процессы закрытые, чтобы что-то поменять, нужно 250 раз получить разрешение, ни о чем нельзя было говорить за пределами здания и т. д. Короче, Северная Корея. Раньше, когда Apple активно воевал с Google, людей увольняли, если кто-нибудь на совещании с топ-менеджерами ляпал: «А вот в Google по-другому сделали».
Сейчас рынок мирный, больше позволяется, Джобса больше нет. Кук работает по-другому, это заметно и по последним продуктам.
Надо понимать, что внутри, за ширмой, все оказывается не таким, как виделось со стороны.Фильм про Google (Internship 2013) ничего общего с реальностью не имеет. Ну, может, 10% правды, в основном это момент про маффины. Мы работаем на новейшем оборудовании, но на старом софте, например.
Оно и понятно: когда в департаменте 10 000 человек, переходить на новый инструмент приходится полгода. Пока затестишь со всеми системами, пока все научатся пользоваться, пока запустишь его на все страны… На все требуется время.
Многие удивляются, почему я ушел из Apple в стартап. А мне просто стало скучно: когда я пришел, в проекте было задействовано 8 стран, я запустил еще 50, автоматизировал все процессы, поднял KPI, а когда с этапа развития мы перешли на поддержку, мне стало не хватать событий.
Если до этого каждые две недели мы что-то выпускали, меняли и снова строили, то потом наступил момент, когда я понял, что если не приду на работу, ничего не изменится.
Мне хотелось строить рынок, поэтому я ушел в стартап. Да, я понимал, что статистика против меня, что выстреливает 1 из 100. Но это хороший опыт, и навыки, которые я получил в топ-компаниях, были бы очень полезными в любом стартапе
Проработав несколько месяцев, я возвращаюсь обратно в большую лигу.
Если коротко, то потому, что стартапы — это дерьмо. Если подробнее, то там никто не понимает, чем занимается, это сплошной хаос, где ты, вместо того чтобы работать, должен объяснять людям, что им нужно делать.
Нянькой мне быть не хочется. Когда какой-нибудь выпускник с годом опыта работы гордо называет себя вице-президентом по маркетингу, а потом спрашивает «Что делать дальше?», это не дело. Именно поэтому 99% стартапов провальны.