«Страх — это красивая история, которой мы прикрываем жирную лень», — Лина Арифулина
«Когда говорят, что человеку нужно больше уверенности, меня это очень удивляет. Уверенность можно измерить в килограммах? Это как «немного беременна» — ты либо беременна, либо нет. Другого не дано».
Лину Арифулину многие помнят в образе строгого директора «Фабрики звезд» на Первом канале, где 16 лет назад и затем на протяжении пяти сезонов она работала с начинающими исполнителями. С тех пор за ней закрепилась слава «железной леди российского шоу-бизнеса» и человека, который способен вытащить «звезду» практически из любого человека. Теперь Лина Арифулина работает не только с актерами и музыкантами, но и с бизнесменами и политиками в своей мастерской LA GROUP, готовя их к публичным выступлениям.
Приехав в Екатеринбург на бизнес-форум, Лина сразу предупредила: на ее тренингах работают все. Такой подход вызвал неоднозначную реакцию собравшихся предпринимателей, но желающих поучиться (хоть и по несколько минут) у самой «железной леди» оказалось немало. Сначала весь зал вместе с Линой делал зарядку («Голосу надо помогать»), а затем самые смелые предприниматели под ее руководством записывали выступления на видео и учились на своих ошибках.
DK.RU собрал самые яркие замечания и пожелания предпринимателям, которые боятся публичных выступлений, на тренинге от продюсера, режиссера и создателя LA Group Лины Арифулиной.
Лина Арифулина, продюсер, режиссер и создатель LA Group:
— Вы в три годика вставали на стул, рассказывали стишок? А хорошо вас оттуда встретили? Папа может отвлечься — ждет важного звонка, и брови у него в этот момент сморщены. А ты стоишь на стуле и недоумеваешь: что в эту минуту отец думает про меня? Или мама сидит и размышляет: что будет, если свекровь сейчас не съест этот салат, и он пропадет? И вы спускаетесь со стула, как с эшафота. И это чувство остается с вами на всю жизнь. Когда ко мне приходят заниматься люди, я сразу вижу, кого в раннем возрасте плохо встретили. Я надеюсь, своих детей вы поддерживаете.
Как строить публичное выступление
В восприятии человека есть абсолютно правильная и проверенная мною годами система секундомера. Представьте, что ваше выступление занимает одну минуту. Засеките ее на секундомере и закройте глаза. Много это или мало?
Первые 15 секунд — ваш прайм-тайм. Это самое рейтинговое время вашего выступления. Это первые пять предложений. Они должны быть уникальными и неожиданными. Самое лучшее начало — это личный опыт. Искренность — это тренд сезона. Затем следует интригующая середина, кульминация и самое главное — финал. Можно прозевать начало, но финал — тот мессендж, ради которого вы вышли — должен остаться у слушателей в головах.
Если вам не удалось увлечь вашего слушателя за первые 15 секунд, вы не смогли сделать это и за следующие 15 секунд — все, ваше время ушло.
Финал желательно строить на трех эмоциях: любовь, надежда и гордость. Гордость — это понятие корпорации, своего дела, которым вы занимаетесь. Любовь — личностная свобода, надежда — слова о том, что все будет и тому подобное. Можно закончить любой из этих эмоций, необязательно использовать все три. Но строиться все должно на волнении. Что такое волнение? Это мотор. Это энергия и напор, это здесь и сейчас, сию секунду: «Да, мы это сделаем!», «Это будет завтра».
Как сделать общение экологичным
Иногда люди открывают рот и начинают говорить. А уместно ли это, нужно ли это говорить? Иногда это бывает полным фиаско. Экологичность взаимоотношений должна быть, чтобы общение было аккуратно и безопасно для всех сторон. Нужно обязательно отработать этот армреслинг — «что» и «кому» вы говорите.
Уходящие спины — это сложно. Мы с этим сталкиваемся очень много. Уходящая спина — это человек, который не заинтересован в вас, в вашем проекте. Как его увлечь? Как сделать так, чтобы он обернулся? Сделать это без истерики, четко, хорошо, благородно. Даже если он потом уйдет — это не важно.
Поймите: таланта одного мало. Нужна еще воля. Мое первое правило — никогда не сдаваться. Второе правило — помнить о первом правиле. Это мой девиз. Второго шанса нет.
Если вы будете относиться к жизни, думая, что у вас есть право на ошибку, у вас ничего никогда не будет. Нельзя второй раз выйти из сложной болезни, если мы адаптируем это на более серьезные вещи. Лучше сделать один раз, но качественно. Нужно закрывать двери разговора так, чтобы у слушателя не возникало дополнительных вопросов и сомнений.
О важных качествах
Речь — это очень важный элемент стильного человека, с годами она улучшается. По большому счету, вы сейчас себя формируете на ближайшие два-три года. И это зависит от того, как вы за собой проследите, успеете ли что-то подхватить.
Талант, харизма и сексуальность. Вы должны постоянно проверять себя с точки зрения этих трех вещей. Талант — это ваши навыки, ваша работа, ваше дело. Сексуальность терять нельзя до конца жизни, это очень важная вещь в коммуникации.
Мне вспоминается случай, который мне рассказал Иосиф Кобзон. Он пришел к Людмиле Зыкиной. Она уже была на грани смерти, и он хотел ее посетить. Его попросили подождать 15 минут. Оказалось, что в это время она красиво садилась на подушки, красила губы, попросила поправить ей волосы. Смысл был в том, что ее знали красивой, и она хотела остаться такой в памяти. Поэтому никогда не теряйте сексуальность. Это очень хорошая вещь для любого гендера. Это ваше обаяние. Харизма — это то, что сначала входит в мир, а потом появляетесь вы. Это ваша энергия.
О страхе публичных выступлений
«Я очень не уверен, я не выйду на сцену», а что ты для этого сделал? Ты хоть какие-то усилия приложил? Как ни странно, за этим стоит жирная лень. Страх — это красивая история, это наша занавесочка, которой мы прикрываем лень. Если вы знаете о том, что вам предстоит публичное выступление, что мешает вам подготовиться дома? Если же вы настаиваете на страхе и не хотите сделать хоть один робкий шаг, у меня есть упражнение. Визуализируйте свой страх. Один мой ученик, известный артист, оформил страх в крокодила. Другая девушка говорила, что страх для нее — это густой туман. А после — дистанцируйте от себя этот страх.
Когда говорят, что человеку нужно больше уверенности, меня это очень удивляет. Уверенность можно измерить в килограммах или в денежном эквиваленте? Это как «немного беременна» — ты либо беременна, либо нет. Другого не дано. Надо просто любить и принять себя.
Есть еще одна волшебная фраза, если вы боитесь публичных выступлений. Я сейчас кто для вас? Я — объект вашего внимания, вы на меня все смотрите, и я схожу с ума. А если наоборот: объект внимания — вы. Это мгновенно совершает переворот в вашей голове. Сразу становится очень комфортно и хорошо.
Нет чуда, нет таблетки счастья. Самое главное — наладить контакт со слушателями. У большинства людей, которые выступают, всегда пустые глаза. Если вы выступаете перед публикой, представьте в зале близкого человека и обращайтесь к нему.
Как отвечать на неудобные вопросы
Есть пять уникальных методов работы с неудобными вопросами. Спор — это дебаты. Это программирование. Первый способ: отвечайте очень умозрительно. Если вы говорите, как Википедия, это обескураживает человека на раз.
Второй — отзеркаливайте. Третий — шутите. Четвертый — устраивайте театр одного актера: «Следующий вопрос!» (но здесь важна интонация).
Я для одной женщины-политика придумала термин «я зануда». Ей все время задавали вопрос про личную жизнь — она была не замужем и ее этим попрекали. Я предложила ей ответ вроде: «Когда Овен соединится со Стрельцом в созвездии Большой Медведицы, произойдет великая встреча. Но она произойдет только, если у Овна в эту минуту находится Меркурий. Когда это произойдет, я вас оповещу». Во время дебатов на российском телевидении ей снова задали этот вопрос. После такого ответа политик был обескуражен.
Пятый универсальный способ — позиция «Правильно я вас понимаю?». Когда человек трещит и не может остановиться, слушайте внимательно и в этом потоке найдите ядро, в котором содержится самое главное, что он хочет вам сказать. Параллельно найдите его слабые места — то, что противоречит его жизни («А ты сам этому соответствуешь?»).
И еще прекрасно, если есть третий человек. Никогда не оставайтесь в диалоге со спорщиком, которого не остановить, один на один — это бесполезно. Переключайтесь на третьего и уходите от разговора. Для вас это неэффективно — вы отдадите энергию, но не убедите человека.
Как влюблять в себя неприятных людей
Я об этом не задумывалась, но дело в том, что я сама очень люблю людей. Я принимаю людей такими, какие они есть, потому что я принимаю себя. Я себя люблю в любой ипостаси. У Михаила Чехова есть понятие «небочеловек». Небо любит всех, и я для себя приняла такое понятие. Я просто живу и кайфую.
Не сдерживайте свою эмоциональность и мечты, это очень опасно — в старости можно сойти с ума.