Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Страховые компании - 19.11.2007

Рынок страхования Свердловской области за девять месяцев текущего года вырос почти на 40%. Быстрее других развивалось страхование жизни и имущества. На активно растущем рынке местные страховщики те

Рынок страхования Свердловской области за девять месяцев текущего года вырос почти на 40%. Быстрее других развивалось страхование жизни и имущества. На активно растущем рынке местные страховщики теряют свои позиции. Эксперты считают, что в ближайшие три года в десятке ведущих СК области не останется ни одной региональной компании.

эксперты
Виктор Грабовский
директор екатеринбургского филиала «АльфаCтрахование»
Виталий Жужгин
директор филиала СК «НАСТА»
Александр Зарецкий
президент СК «АИГ Лайф»
Олег Захарушкин
директор екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ»
Светлана Королева
руководитель компании «Финам Страхование»
Сергей Логвиненко
руководитель дивизиона Урал СК «Ренессанс Cтрахование»
Александр Меренков
генеральный директор СК «Северная казна»

почему
местные страховщики теряют позиции
поможет ли
ФАС уравнять права региональных и федеральных страховщиков
сколько
будет стоить ОСАГО в следующем году

По итогам девяти месяцев 2007 г., согласно данным сайта «Страхование сегодня», сборы страховых компаний в Свердловской области достигли 9,9 млрд руб. (без учета обязательного медицинского страхования — ОМС). Рынок региона развивался почти вдвое быстрее, чем в целом по стране: объем премий в Свердловской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 38,7% (с 7,1 млрд руб.), в России — на 20%. Лидерами в регионе стали СК «Энергогарант», «Росгос­страх-Урал» и СОГАЗ.

Страхование жизни развивается быстрее всего

Наибольшие темпы роста показал сегмент страхования жизни, увеличившийся на 98% (сборы за девять месяцев — 276,7 млн руб.). Пальма первенст­ва у СК «Русский стандарт страхование», «АИГ Лайф» и ЖАСО. На втором месте имущественное страхование — 63% (5,8 млрд руб.). Здесь впереди оказались «Энергогарант», «Росгосстрах-Урал» и РОСНО. «Единственная причина, по которой рынок «жизни» до последнего момента стагнировал, заключается в том, что сами страховые компании активно им не занимались. Сейчас ситуация меняется», — объясняет развитие страхования жизни Александр Зарецкий, президент СК «АИГ Лайф». По его мнению, на этот рынок значительно повлияло законодательное разделение компаний на «жизнь» и «не жизнь» (с 1 июля 2007 г., согласно закону «Об организации страхового дела», СК может заниматься либо социальными видами страхования, либо рисковыми), а также изменение требований страхового надзора к уставному капиталу страховщиков (с 1 июля 2007 г. его минимальный размер для страховщиков жизни — 60 млн руб.). «Эти меры уже привели к тому, что рынок почти очистился от схем по оптимизации налогообложения», — заключает г-н Зарецкий. Как отмечает Олег Захарушкин, директор екатеринбургского филиала СГ «СОГАЗ», на западном рынке большинство сборов приходится именно на сегмент страхования жизни, в России со временем сложится аналогичная ситуация.

Эксперты полагают, что одна из причин развития имущественного страхования и страхования жизни — быстрый рост ипотечного кредитования, поскольку банки чаще всего обязуют заемщика застраховать свою жизнь. По итогам первого полугодия 2007 г., сообщает «РБК.Рейтинг», в России выдано ипотечных кредитов на сумму в 266,6 млрд руб. против 106,1 млрд руб. за шесть месяцев 2006 г. Однако во втором полугодии, прогнозируют аналитики, темпы роста ипотеки могут замедлиться: из-за кризиса ликвидности банки ужесточают требования к заемщикам.

Несмотря на увеличение сборов страховых премий, рентабельность бизнеса СК постепенно снижается. Этот факт, считают эксперты, говорит о постепенном насыщении рынка. Светлана Королева, руководитель компании «Финам Страхование», уточняет, что самая низкая рентабельность — в автостраховании (5-10%), более рентабельны страхование имущества и жизни — около 20% и выше. В целом доходность бизнеса зависит от структуры портфеля страховщика и в среднем равна 15-20%. По оценкам Александра Зарецкого, рентабельность СК находится в диапазоне от 20 до 60%.

Доля региональных СК сокращается

В последний год сборы региональных компаний росли медленнее, чем федеральных. Если по итогам девяти месяцев 2006 г. в ТОП-20 страховщиков Свердловской области входило шесть свердловских СК, то в 2007 г. их количество сократилось до пяти. Доля региональных компаний в совокупных сборах двадцатки лидеров упала с 27,5% (1,36 млрд руб.) до 20% (1,5 млрд руб.). К примеру, самая крупная СК Екатеринбурга за последний год приросла лишь на 20%. Александр ­Меренков, генеральный директор СК «Северная казна», объясняет этот факт структурированием портфеля: «Когда появилась автогражданка, мы резко набрали обороты. Но теперь компания сменила стратегию — главная цель нашей СК не захват доли рынка, а увеличение прибыли. Введение CRM-системы позволило лучше понять, какие клиенты выгодны, а какие нет. Мы делаем ставку на доходных клиентов: год потратили на то, чтобы переструктурировать портфель, но в 2008 г. мы вновь будем расти быстрее рынка».

Виталий Жужгин, директор филиала СК «НАСТА», считает, что основная причина ухудшения позиций региональных СК — падение доходности ОСАГО: «Мест­ные компании выигрывали за счет того, что создали большую сеть точек продаж в области. Поэтому, когда появилось ОСАГО, эти страховщики смогли в короткие сроки нарастить объемы сборов. Теперь, когда рынок ОСАГО практически насыщен, а доходность близка к нулю, ухудшаются и их результаты. Если федеральные СК могут компенсировать потери в отдельных филиалах за счет широкого географического охвата, то у региональных нет такой возможности».

Наращивать портфели местным СК мешают и проблемы с аккредитацией в крупных федеральных банках, которые фактически не допускают их к страхованию своих заемщиков. Доля банковского канала в общем объеме продаж ведущих российских страховщиков занимает 25-40%. Взаимодействием банков и СК заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Проверка выявила 60 банков и 70 страховых компаний, имеющих тарифные сговоры. За подписание договоров и ведение согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, для кредитных организаций и страховых компаний ФАС накладывает штраф в размере от 1 до 15% суммы выручки от предоставления финансовой услуги. «Полагаю, что вопрос с допуском региональных компаний в федеральные банки решится в ближайший квартал. ФАС добилась того, чтобы банки отказались от скрытых комиссий, думаю, разберется и со страховщиками», — надеется г-н Меренков.

Виктор Грабовский, директор екатеринбургского филиала СК «АльфаСтрахование», считает, что предоставление региональным и федеральным страховщикам равных прав при сотрудничестве с банками усилит конкуренцию: «Если все будут работать в одинаковых рыночных условиях, возможно, произойдет перераспределение долей рынка. Компании, которые сейчас не допущены к страхованию залогов, смогут диверсифицировать свой портфель». Вероятно, как говорят аналитики, это приведет к снижению страховых тарифов при кредитовании.

Страховой рынок консолидируется

За последний год на российском страховом рынке произошло два крупных поглощения. В феврале 2007 г. «Цюрих Файненшиал Сервисес» (Швейцария) получила контроль над 66% капитала компании «НАСТА» с согласованным увеличением этой доли до 100% к 2010 г. Неделей позже состоялась сделка по приобретению 49,2% СК «РОСНО» немецким страховщиком Allianz, который довел свой пакет до 96,5%. Доля зарубежного капитала на российском рынке страхования сейчас, по данным ИК «ФИНАМ», равна примерно 25%. «В дальнейшем, в связи с ростом рынка и вступлением России в ВТО, количество иностранных СК продолжит увеличиваться», — считает г-жа Королева.

В Свердловской области рынок также консолидируется. 20 крупнейших компаний за девять месяцев собрали 75% всех премий, год назад — 69%. За последний год состоялось две сделки по продаже мест­ных СК: в августе 2007 г. СК «Северная казна» приобрела СК «Гамма» (см. «ДК» № 32 от 3 сентября 2007 г.), а Банк24.ру — СК «РЕТРА» (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.).

Собственником страховой компании «Гамма» был «Уралгазинвест» (дочерняя структура «Уралтрансгаза»). Евгений ­Глазырин, директор СК «Гамма», сообщил, что решение о продаже страховщика приняли еще в конце 2006 г., чтобы избавиться от непрофильных активов. «Гамма» присоединится к СК «Северная казна». По словам Сергея Логвиненко, руководителя дивизиона Урал СК «Ренессанс Страхование», сделки свидетельствуют об укрупнении рынка: «Мы в 2005 г. приобрели петербургского страховщика «Прогресс-Нева». Вели переговоры и в Свердловской области, но, к сожалению, не сошлись в цене. Как выразился наш собст­венник Борис Йордан по поводу запросов владельцев местных СК, «мы на Земле, а они на Марсе». Г-н Логвиненко высказал предположение, что цель покупки конкурентов для региональных СК — увеличить капитализацию: «В дальнейшем эти местные СК будут проданы московским и иностранным игрокам».

Новыми собственниками СК «РЕТРА» стали председатель правления Банка24.ру Сергей Лапшин (59,5%) и председатель совета директоров Борис ­Дьяконов (20%), а доля в 20,5% принадлежит Банку24.ру. Как сообщил «ДК» в начале сентября г-н Дьяконов, владельцы планируют провести ребрендинг и вывести компанию на розничный рынок. По мнению г-на Жужгина, банк приобрел СК с целью дальнейшей перепродажи: «Чтобы сегодня на рынке Екатеринбурга компанию третьего-четвертого эшелона вывести во второй (т. е. сделать заметной на рынке), потребуется в течение полутора-двух лет вложить 60-70 млн руб. Тогда по итогам второго года эта компания сможет собирать 200-250 млн руб. в год». Подобный страховщик, отмечает Виталий Жужгин, может быть интересен московским игрокам, у которых пока нет региональной сети. Период окупаемости проекта по выводу СК «РЕТРА» на розничный рынок (в том случае, если СК не будет продаваться), по экспертным оценкам, минимум четыре года.

Александр Меренков считает, что Банк24.ру купил СК «РЕТРА» исключительно ради лицензии: «Нам тоже предлагали ее приобрести, но мы отказались. Думаю, что СК «РЕТРА» будет обслуживать только интересы банка». Сергей Логвиненко прогнозирует, что в 2008-2009 гг. на рынке будет много сделок по покупке как региональных, так и федеральных игроков: «Крупные компании активно изучают местные рынки для приобретения мелких страховщиков. Федеральные СК готовы покупать даже кэптивные компании (т. е. обслуживающие интересы собственника)».

ОСАГО станет дороже

Одним из ключевых событий следующего года станет введение с 1 июля новых правил урегулирования убытков по ОСАГО — страховую выплату потерпевший будет получать в той СК, где купил полис. После чего страховщик в регрессном порядке должен требовать возмещение у компании, обслуживающей виновника ДТП. Новые правила, по мнению участников рынка, ударят по тем фирмам, которые плохо платят клиентам. Это приведет, по прогнозу г-на Меренкова, к перераспре­делению рынка ОСАГО и сокращению количества игроков.

Эксперты ожидают, что вслед за введением новых правил вырастут тарифы по ОСАГО — на 30-40%. Скорее всего, коэффициент Екатеринбурга повысится с 1,3 до 1,5, а в городах, где он равнялся 0,5, станет 0,8-1. Г-н Жужгин считает, что, если в течение полугода-года не будут увеличены тарифы, доходность по ОСАГО уйдет в минус даже у федеральных страховщиков: «Инфляция сегодня — около 10%, значит, растет стоимость нормо-часов в сервисах, запасных частей». Как считает Виталий Жужгин, тарифы по автогражданке необходимо актуализировать хотя бы раз в два года. За последние три года стоимость ОСАГО еще не менялась.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.