Строить ВСМ в России все-таки собираются
Иван Шувалов поручил профильным ведомствам представить предложения по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей и Трансевразийской контейнерной железнодорожной магистрали.
Предложения ведомств должны быть подготовлены с учетом ранее данных поручений в «возможно короткий срок» с проектом доклада президенту РФ, говорится в письме, которое находится в распоряжении агентства «Прайм».
Поручения Минэкономразвитию, Минтрансу и Минфину первый вице-премьер Игорь Шувалов дал после письма президента РЖД Владимира Якунина и президента Татарстана Рустама Минниханова, где сообщалось о необходимости строительства ВСМ в РФ и Трансевразийской контейнерной железной дороги. В письме также подчеркивалось, что на совещании в апреле по развитию железнодорожного транспорта президент РФ Владимир Путин поручил разработать согласованный с Минтрансом, Минфином и Минэкономразвития проект долгосрочной инвестпрограммы РЖД до 2020 года.
В документе говорится, что в течение трех последних лет проект создания ВСМ 1 (Москва - Санкт-Петербург) был всесторонне проработан с учетом текущей макроэкономической ситуации и конъюнктуры финансовых рынков. Протяженность этой магистрали составляет 659 км, время в пути - 2,5 часа, скорость - до 400 км в час, стоимость строительства - 1,047 триллиона рублей, социально-экономический эффект - 2,246 триллиона рублей.
Кроме этого в письме подчеркивается, что в рамках выполнения поручения по актуализации развития ВСМ и железнодорожной инфраструктуры на востоке России РЖД совместно с регионами предложен проект ВСМ 2 – Москва - Екатеринбург. Протяженность участка Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург составляет 1,3 тысячи км, его стоимость - 1,434 триллиона рублей, срок строительства - шесть лет, пассажиропоток - примерно 13,5 миллиона пассажиров в год. Магистраль соединит восемь субъектов РФ и соседние регионы. Социально-экономический эффект от проекта составит 3,8 триллиона рублей. Магистраль может быть продолжена в направлениях Казань - Самара (2-2,5 часа в пути) стоимостью 787 миллиарда рублей, Омск - Новосибирск (2,5-3 часа в пути) стоимостью 890 миллиардов рублей, Новосибирск-Красноярск (3-3,5 часа в пути) стоимостью 1,040 триллиона рублей.
Кроме этого, отмечается, что в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года особое внимание должно быть уделено контейнерным перевозкам. Проект развития контейнерных перевозок через территорию РФ позволит организовать ускоренную доставку грузов на направлении Дальний Восток - Западная граница России.
Проект Трансевразийской контейнерной магистрали предлагается реализовать поэтапно путем расширения узких мест по этому направлению с использованием инфраструктуры Транссибирской магистрали и в основном за счет привлечения частных инвестиций.
Напомним, что расходы на строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург и Москва – Екатеринбург не заложены не только в федеральный бюджет, но и в инвестиционную программу РЖД, рассчитанную до 2020 года. Высокоскоростные железные дороги должны были связать города, в которых будут проходить матчи чемпионат мира по футболу в 2018 году. Предполагалось, что государство будет покрывать 70% расходов на строительство магистралей, которое планировалось начать уже в следующем году.
Строительство магистрали в Санкт-Петербург было оценено в 1,12 трлн руб., вдвое дороже — дорога до Екатеринбурга. Основная причина отсутствия финансирования скоростных магистралей РЖД в проекте бюджета на 2013-2015 гг. — стоимость этих проектов. Чиновники уверены, что провести ЧМ-2018 можно и без высокоскоростных дорог.