Строительный ритейл Екатеринбурга понес потери
За последний месяц с екатеринбургского рынка строительного ритейла ушли такие игроки, как «Технология комфорта», «Вавилон» и Studio. На днях закроется предпоследний магазин сети «Домотэкс». Их мест
Компания «Технология комфорта» закрыла свой магазин в декабре 2007 г. и сейчас проходит процедуру банкротства. Ее помещение площадью 440 кв. м арендовала холдинговая компания «Макслевел», открыв здесь собственную торговую точку. Как пояснил Денис Рявин, управляющий магазином «Макслевел», они собираются работать в том же сегменте сантехники премиум-сегмента, что и «Технология комфорта». До этого компания была представлена в Екатеринбурге только в оптовом сегменте, ее офис находился в Березовском.
Другой несетевой игрок, недавно покинувший рынок, — располагавшийся на Уралмаше магазин стройматериалов «Вавилон». На его площадях в 2 тыс. кв. м 15 февраля компания «Пол-Holl» (пять торговых точек в Тюмени) откроет магазин Laufer (напольные покрытия эконом- и премиум-марок). Компания выходит на екатеринбургский рынок впервые, до этого в течение 15 лет она была представлена в Тюмени.
Иногородние мелкосетевые компании также теряют клиентов в Екатеринбурге — конкуренция здесь слишком сильна, поэтому они идут в города, где рынок моложе. В частности, закрыл розничное направление тюменский оптовик «ЗапСибРесурс». Его магазины сантехники и керамики Studio (каждый площадью около 200 кв. м) располагались на ул. Белинского и в мебельном центре «ЭМА», где проработали три и пять лет соответственно. Год назад владельцы закрыли Studio в МЦ «ЭМА», а недавно — и второй магазин. Наталья Нежданова, маркетолог «ЗапСибРесурс», уточнила, что компанию не устроили низкие по сравнению с другими магазинами сети обороты этих точек. Владельцы предпочли работать в соседних городах, где конкуренция слабее.
Некоторые игроки решили прекратить борьбу за розничный рынок, сосредоточившись на оптовой торговле, у которой из-за высоких темпов строительства сохраняются хорошие обороты. Например, оптовая компания «Крокус-Стройкомплект» в феврале закроет магазин «Домотэкс» на ул. Азина. Кто разместится на его месте, пока не решено. Изначально сеть «Домотэкс» состояла из шести точек. Год назад компания продала четыре из них «СКМ-Холдингу», который запустил там магазины «СуперСтрой». Тогда Наталья Михайлова, начальник отдела закупа «Домотэкс», заявляла о решении отказаться от формата супермаркетов и оставить только две узкоспециализированные точки (на ул. Азина и на ул. Первомайская). Зачем оптовику последний магазин и какова его дальнейшая судьба, в «Домотэксе» комментировать отказались.
Хотя причины ухода из строительной розницы у каждой компании свои, все они находятся в рамках общих рыночных тенденций, считает Владимир Мухачев, директор «КорТрейд»: «Вавилон» был районным супермаркетом. Когда он открылся, Орджоникидзевский район как раз активно застраивался, и бизнес был привлекательным. Теперь темпы застройки снизились, а конкуренция усиливается: недавно на Эльмаше открылся магазин «СуперСтрой», в марте 2008 г. в районе уралмашевского рынка должен появиться еще один супермаркет стройматериалов («Дом». — Прим. ред.)». По мнению г-на Мухачева, не исключено, что владельцам этот бизнес стал неинтересен. Как сообщает Комитет по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга, в городе работает 96 магазинов стройматериалов. Активные действия крупных ритейлеров — OBI, сетей «СКМ-Холдинга» («СуперСтрой» и «СтройАрсенал»), КОРа и «Оборонснабсбыта» — по увеличению своей рыночной доли оттягивают клиентов от одиночных небольших точек. По оценке Владимира Мухачева, сейчас на ключевых игроков в Екатеринбурге уже приходится не менее 50% рынка (его емкость в 2007 г. — $350-400 млн), а за 2008 г. эта доля увеличится. К 13 уже существующим магазинам «СуперСтрой» прибавятся еще один-два, откроют второй «СтройАрсенал», сообщил Анатолий Лисьев, директор по маркетингу сетей «СуперСтрой» и «СтройАрсенал». Конкурентная ситуация может осложниться приходом международных операторов — Castorama и Leroy Merlin. В перспективе на рынке строительного ритейла помимо гипермаркетов DIY останутся только узкоспециализированные магазины, скорее всего принадлежащие крупным оптовикам. Как пояснил г-н Рявин, для успешной работы такого формата потребуется вложить в оборудование не менее 10 млн руб. (без учета аренды и товарного наполнения) и ждать окупаемости более двух лет. У кого нет такой возможности, те будут работать с форматом «у дома» — он останется вне конкуренции, поскольку предлагает мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет.
досье
«Макслевел» (Москва)
Год основания: 1995.
Товарные направления: сантехника, мебель и интерьеры, системы отопления и УЭС (управление энергетики и строительства). Официальный импортер 40 брендов.
Структура: оптовые филиалы и семь розничных точек в девяти городах России.
«ЗапСибРесурс» (Тюмень)
Год основания: 1993.
Товарные направления: строительно-отделочные материалы, керамогранит, сантехника и входные двери. Представитель более 55 производителей. Владеет собственными брендами Oceano и TOLEDO.
Структура: восемь магазинов в Тюмени, Кургане, Челябинске и Тобольске.
Источник: данные компаний.