Строителям нужен уральский полярный транспортный коридор
Свердловские строители задумали проект на десятки миллиардов рублей – создание уральского полярного транспортного коридора. Областные власти энтузиазмом продвигать проект не горят.
НП «Уральский строительный кластер», созданный в начале 2013 г., раскрыл свою цель – завоевать рынки ХМАО и ЯНАО. Президент кластера Анатолий Сысоев пояснил: в районе Ханты-Мансийска и на Ямале стартует крупное строительство - международного порта «Сабетта», заводов по сжижению газа. Также там будут возводить мосты, авто- и ж/д дороги, энергостанции, поселки для нефтяников, моряков и военных и др.:
«Там только в прошлом году освоили более 1 трлн руб. инвестиций. И мы можем в этих проектах участвовать – наладить поставки стройматериалов на Север. Это наш единственный путь, чтобы резко поднять экономику области. Потому что экспортные рынки сегодня пустые: цена на алюминий лежит, заводы закрываются, по другим металлам тоже сложности».
Сейчас на рынке Крайнего Севера доминируют омские и новосибирские производители стройматериалов, благодаря низкой цене: доставлять грузы по Иртышу и Оби дешевле, чем свердловчанам по железной дороге. Выходом, считают в «Уральском строительном кластере», может стать создание полярного транспортного коридора: нужно построить ж/д магистраль Ивдель-Обская-Салехард, закончить стройку дороги Ивдель – Ханты-Мансийск, модернизировать порт Сергино в ХМАО, чтобы он мог пропускать 10 млн тонн грузов в сезон вместо сегодняшних 1 млн тонн. А также – создать логистические центры в районе Серова, Краснотурьинска, Нягани и Приобья. Анатолий Сысоев рассчитывает на поддержку свердловских властей, главы ХМАО, руководства СвЖД и Обско-Иртышского пароходства: «Речь идет о десятках миллиардов рублей. За день такие вопросы не решаются. Но полярный коридор – это наша дверь, через которую мы можем всерьез зайти на Север». Как уточнили в НП, за последние два года идею принципиально одобрили премьер Денис Паслер, заместитель полпреда Борис Кириллов и глава минпромнауки региона Владислав Пинаев.
Как говорит Юрий Чумерин, директор областного Союза предприятий стройиндустрии, первый шаг уральские компании сделали: в районе Краснотурьинска строится комбинат, который будет производить цемент, ЖБИ, щебень, стеновые материалы, а также швеллер и трубы.
«Мы сразу сократим логистику поставок на 400 км и сможем выйти на северные рынки. Сейчас планируем доставлять туда грузы не через Тобольск и дальше по реке, а напрямую в Салехард – через Приобье. Новые рынки сбыта необходимы, иначе мы замкнемся в области и будем уничтожать друг друга излишней конкуренцией», - поясняет г-н Чумерин.
Виктор Киселев, врио министра строительства и инфраструктуры области, полагает: быстро выйти в ХМАО не получится - придется подключать губернаторов и внятно объяснять северянам, почему стоит покупать свердловские стройматериалы вместо сибирских.
«К тому же, у нас и внутри области непаханое поле. Если раньше села были мертвые, там ничего не строилось, то в последние два года в деревнях люди начали ремонтировать дома, что-то пристраивать – нужны стройматериалы. В Екатеринбурге каждый год сдается больше 1 млн квадратов жилья, а к 2020 г. в области нужно будет вводить 4,3 млн кв. м. У нас у самих сейчас дефицит стройматериалов! И производителям надо в первую очередь думать о родном регионе, а не о том, чтобы снабжать Север», - горячится г-н Киселев.
Областной вице-премьер Сергей Зырянов отмечает, что заставить северян покупать продукцию свердловских заводов невозможно: «Это экономика. Если им дешевле поставлять стройматериалы из Сибири, мы бессильны». Г-н Зырянов, отметил, что осенью дорогу из Ивделя в Ханты-Мансийск достроят, «и этого строителям будет вполне достаточно». Дмитрий Шумков, глава отдела транспортно-логистической инфраструктуры минтранса области, добавляет: чтобы построить дорогу Ивдель – Приобье, придется выходить на федеральный уровень и доказывать, что этот проект экономически обоснован и региону необходим. «Это сложно и долго. И не факт, что итог будет успешным», - говорит чиновник. Замминистра экономики области Елена Новоторженцева соглашается:
«Такой грандиозный проект в одиночку не потянуть. Нужно добиваться его включения в разные стратегические документы федерального уровня – например, в транспортную стратегию РФ, ФЦП развития экспортных услуг».
По данным Юрия Чумерина, дефицита стройматериалов на Урале нет – более того, заводы закружены только на 60%: «Мы не можем здесь сбыть свою продукцию». А Анатолий Сысоев заявляет, что от идеи не отступится: «Порт «Сабетта» будет принимать 50 млн тонн грузов только из Китая – их можно будет везти дальше через Екатеринбург». Бизнесмены и чиновники договорились на том, чтобы сделать технико-экономический расчет строительства уральского полярного транспортного коридора.