Сулеймана Керимова отпустили под залог в €5 млн. Что его преследование значит для элиты?
Суд не стал арестовывать миллиардера, обвиняемого в отмывании денег и уходе от налогов, но запретил ему покидать Францию. Из-за его дела отношения России и Запада могут обостриться еще больше.
Сенатору Сулейману Керимову 22 ноября предъявили обвинения в отмывании денег и уходе от налогов, он должен будет оставаться в Приморских Альпах и несколько раз в неделю отмечаться в полиции, пишет Le Monde. Французский суд отпустил его под залог в €5 млн, при этом у Керимова изъяли российский паспорт.
Сулейман Керимов был арестован 20 ноября и провел две ночи в полицейском участке. Во Франции подозревают, что он уклонился от налогов при покупке дорогой недвижимости на Лазурном берегу через посредников. По данным источника агентства AFP, речь идет о сумме в несколько десятков миллионов евро. Представители Керимова отрицали, что ему принадлежит зарубежная недвижимость.
Российские власти выступили против задержания Керимова — сенатор Франц Клинцевич заявил, что это стоит рассматривать как провокацию. МИД РФ направил внешнеполитическому ведомству Франции ноту, в которой говорится, что сенатор обладает дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования. МИД Франции в ответ выпустил заявление, в котором говорится, что в данном случае иммунитет не распространяется на Керимова, потому что он находился в стране с частным визитом, а не при исполнении официальных обязанностей.
Ситуация с Керимовым может стать «новым камнем преткновения» в отношениях России с западными государствами, пишет РБК со ссылкой на источник в Совфеде. Задержание Керимова – тревожный сигнал для всей российской элиты, привыкшей не опасаться преследования в России, пишут «Ведомости» в редакционной колонке: «Иммунитет от неприятных вопросов и уголовного расследования действует только дома, в России, а недвижимостью правящий класс предпочитает обзаводиться все-таки за границей».
Российские элиты привыкли пользоваться зарубежными институтами, например, образованием для детей в Англии и финансовой системой в Швейцарии, рассуждает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в интервью «Новой газете». Поэтому им теперь придется пользоваться российскими институтами, что может спровоцировать изменения.
Российские элиты сейчас попадают в положение, когда они не смогут пользоваться западными институтами из-за санкций, и у них возникает серьезный мотив. Ребята теперь будут ходить в те же общественные сортиры, что и мы. Поэтому может возникнуть желание что-то поправить в этих сортирах, — считает г-н Аузан.