«Свердловэнергосбыт» страхуется на случай кризиса
Глава «Свердловэнергосбыта» иллюзий не питает: уверен, что грядет нестабильность в экономике. Настораживают Георгия Козлова растущие долги клиентов. Решить эту проблему он предлагает радикально.
Вспоминая начало 2008 г., управляющий директор «Свердловэнергосбыта» Георгий Козлов отмечает, что в предсказания аналитиков о наступлении кризиса сначала не очень верилось: «Зато осенью стало не до шуток – энергопотребление во всей стране очень резко упало». Сейчас потребление подобным образом не снижается, но клиенты стали медленнее рассчитываться со «Свердловэнергосбытом». «Обстановка рабочая, но напряженная. Есть некоторая тревожность», - говорит г-н Козлов. И добавляет, что усвоил главный урок 2008 г.: кризис, помимо негатива, несет и новые возможности. Важно увидеть и использовать эти шансы.
Юристы ждут коллапса дебиторской задолженности – компании все хуже рассчитываются друг с другом. Но «Свердловэнергосбыт», как я понимаю, в легком коллапсе живет всегда?
- Получается, наш основной бизнес – это как раз работа с дебиторкой. То, что потребители плохо расплачиваются со сбытовыми компаниями, присуще энергетике в целом. Во всей стране так. Просто в законах есть коллизии, которые позволяют частным потребителям так себя вести: платежная дисциплина на розничном рынке в принципе регламентирована не достаточно четко.
То, что неплательщиков сейчас не выпускают за границу, помогает?
- Этого мало. Чтобы повысить уровень платежной дисциплины (не только в отношении электроэнергетики) можно было бы подключить систему госуслуг. Идея такая: должник не может воспользоваться сервисами портала. Или может, но ограниченным набором – пока не оплатит потребляемые коммунальные ресурсы.
А если брать предприятия – по-вашему, как их заставить вовремя рассчитываться?
- Привлекать руководство и учредителей к субсидиарной ответственности. При наличии долга – арестовывать их личное имущество. Такие прецеденты в стране уже есть. Если бы эта практика получила масштабное применение, рассчитываться предприятия стали бы много лучше. То же касается и МУПов, которые должны сбытовым компаниям. Нужно привлекать к имущественной ответственности их учредителей – мэрии и персонально глав администраций. Мы сейчас такие механизмы, кстати, прорабатываем. Это пока только перспектива, но движемся в этом направлении – законодательные основания для этого есть.
У самого «Свердловэнергосбыта» есть долги перед контрагентами?
- Нет. Мы не допускаем просроченной задолженности – ни с оптовым рынком, ни с сетевыми организациями. Но это удается только благодаря банковским кредитным линиям. Не будь этого, пришлось бы гораздо сложнее.
Это хорошо до момента, пока банки не свернут кредитование.
- Чтобы подстраховаться на такой случай, мы диверсифицируемся. Кроме основного дела, продажи электроэнергии, развиваем энергосберегающие технологии. Проводим энергоаудит, внедряем новые технологические системы, энергосберегающее оборудование. Становимся энергосервисной компанией. Это дает чувство стабильности.
А у потребителей спрос на такие технологи вырос?
- К сожалению, культуры энергоэффективности в стране пока нет. Сейчас на коммунальном рынке очень востребована установка узлов учета разных видов энергии – электро-, тепло- и водосчетчиков. Но ведь клиенты идут на это, не чтобы экономить, а потому что государство заставляет. Вообще, любые энергосберегающие технологии начинаются с установки систем учета. С их помощью руководитель предприятия ясно видит, сколько тратит энергоресурсов, и какие участки производства наиболее энергозатратны. Когда есть такое понимание, можно проводить энергосберегающие мероприятия. Без внедренной системы учета реализация вышеназванных мероприятий – это потеря времени и денег.
Кого-то из клиентов «Свердловэнергосбыта» вы можете похвалить?
- Если брать города области, то ярко выделяется Каменск-Уральский. Там выстроена вся цепочка взаимодействия: от поставщиков теплоэнергетических ресурсов к коммунальным предприятиям и дальше - к управляющим компаниям и жителям. Приняты адекватные и экономически обоснованные цены услуг, проводились мероприятия по энергоэффективности.
В прошлом году «Свердловэнергосбыт» вышел за пределы региона – компания устанавливала систему учета электроэнергии в нижегородском аэропорту Стригино. Это была разовая акция или первый ход в экспансии?
- Это было планомерным движением, частью стратегии КЭС-Холдинга, в контур которого мы входим. Сейчас у нас в проработке несколько новых контрактов – тоже за пределами области. Вообще, надо ждать представителей энергосбытов КЭС на других территориях. И не только на разовые сделки. Такова стратегия компании. Это перспектива года-двух.
Если заглянуть в более отдаленное будущее, каким станет «Свердловэнергосбыт»? Лет через десять, например.
- Десятилетней стратегии для предприятия не написано, так что я могу только пофантазировать. Через десять лет «Свердловэнергосбыт» может полностью перейти на веб-технологии, перевести документооборот с клиентами в электронный вид. Помимо этого должна серьезно измениться и система коммерческого учета электроэнергии. За рубежом уже есть технологии, при которых счетчики сами передают показания, контролируют уровень платежей и задолженности. Управляет такой системой диспетчер – один человек может обслуживать десятки тысяч клиентов. Думаю, как раз лет через десять эти технологии найдут широкое применение и в России.
А еще вполне может быть, что энергосбытовые компании уже не будут продавать энергию как таковую. Например, будут внедрять на предприятиях системы кондиционирования. В таком случае товаром станет услуга охлаждения, а электроэнергия и стоимость оборудования будут затратной частью. Вероятность, что энергосбытовой сектор к этому придет, очень высока.