Свердловские промышленники выполнили гособоронзаказ-2013 на 100%
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров подвел итоги 2013 г. по выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ). Предприятия Свердловской области выполнили его на 100% и в срок.
По словам г-на Мантурова, 10 российских предприятий не исполнили своих обязательств, еще на 80-ти заказы были скорректированы. О каких предприятиях идет речь — он не уточнил.
Как сообщили «ДК» в департаменте информполитики губернатора, эта информация была озвучена сегодня, 16 января, в ходе селекторного совещания. Денис Паслер, председатель правительства Свердловской области, комментируя итоги, назвал вклад оборонно-промышленного комплекса в экономику региона «очень весомым»:
«В 2013 г. в рамках утвержденной государственной программы развития вооружения гособоронзаказ Машиностроительного завода им. Калинина вырос в 2,8 раза по сравнению с 2012 г., рост госзаказа ОКБ Новатор — в 2 раза, Уралтрансмаша — в 1,5 раза. И федеральный центр это высоко оценил. Правительство Свердловской области делает все, чтобы оборонка региона развивалась, шла ее модернизация. Мы видим реальную отдачу тех налоговых и финансовых мер поддержки на региональном уровне, которые получает сегодня оборонка».
Александр Петров, заместитель председателя облправительства, добавил: в рамках реализации областной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» ряд оборонных предприятий региона получили субсидии из областного бюджета на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на реализацию инвестиционных проектов. И привел несколько примеров:
«Так, артиллерийский «Завод №9» получил субсидию в размере 15 млн руб. Завод привлекал кредиты для реконструкции и технического перевооружения производственной базы. ОАО «ПО Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова» получил из областного бюджета 2,5 млн руб. субсидий. Это предприятие вкладывало средство в свою модернизацию в рамках инвестпрограммы на 2011-2017 гг.».
Г-н Петров также отметил, что в 2014 г. поддержка предприятий ОПК будет продолжена:
«На реализацию государственной программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 г.» в 2014 г. планируется выделить более 1 млрд руб. Оборонщики смогут претендовать на субсидии на уплату процентов по кредитам, на выполнение НИОКР, на обучение и переподготовку персонала и на модернизацию производства».
Подробности гособоронзаказа на 2014 г. пока не раскрываются ни предприятиями, ни представителями власти. О росте объема госзаказа ранее сообщал только Леонид Шалимов, генеральный директор НПО автоматики. Правда, не называя конкретных цифр:
«По заказам, которые мы получили на 2014 г., у нас прирост. Как по частным контрактам, так и по государственным».
Ранее в интервью «ДК» он пояснял, что финансовая стабильность предприятия достигается за счет особой системы распределения заказов:
«Структура заказов нашего предприятия распределена в равных долях: треть заказов приносит Роскосмос, треть — Минобороны, и еще столько же приходится на гражданских клиентов. Это позволяет подстраховаться на случай глобальных экономических потрясений. Математика простая — если проседает одно направление, растет другое».
По его словам, на одних госзаказах в текущей экономической ситуации ни одно промышленное предприятие выжить не сможет:
«Я всегда считал, что самое удачное сочетание — это 30% оборонки и 70% диверсифицированной продукции. Проблема предприятий, обанкротившихся в 1990-е гг., в том, что они стояли на одной ноге — на госзаказах. В условиях рынка так бизнес не построишь. Бюджетное финансирование — это лотерея. Сегодня тебе крупно повезло, а завтра — окажешься на обочине жизни».
Добавим также, что по данным Института экономики УрО РАН, озвученным осенью 2013 г., 80% крупнейших предприятий Свердловской области находятся в предбанкротном состоянии или банкротятся. Примечательно, что за полгода до этого представители института называли совсем другую цифру — 10-15%. Промышленники, банкиры и экономисты объясняют экономическую депрессию региона как внешними (кризис еврозоны), так и внутренними факторами. Ко вторым, в частности, эксперты относят отсутствие единой промполитики в России и фактическая невозможность получить кредиты на развитие.