Свердловский «антиалкогольный закон» готовятся принять в новой редакции
Готовящийся к принятию свердловский «антиалкогольный законопроект» немного смягчили. Однако во многом он способен только навредить бизнесу, а не снизить потребление спиртного, уверены эксперты.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх опубликовала новый вариант разработанного региональным Минагропромом законопроекта (скачать по ссылке), серьезно меняющего правила продажи алкоголя. Он мягче прежнего варианта, который отправили на доработку после критики предпринимательского сообщества, однако в нем содержатся несколько пунктов, которые по-прежнему только вредят бизнесу. В частности, это запрет на продажу спиртного в нестационарных заведениях общепита и запрет на реализацию алкоголя в торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, если с этой же стороны находится вход в подъезд.
Ключевая задача, ради которой принимают закон, борьба с объемом потребления спиртных напитков, отмечает г-жа Артюх. Однако меры по сокращению легального оборота в нестационарных объектах или в торговых объектах на первых этажах зданий никаким образом не приведут к реальному снижению, отмечает она.
«То, что запретят здесь, неизбежно уйдет или в нелегальный оборот, или в торговые сети, или в крупные стационарные магазины. Физического снижения объема не будет, это признают все. Но при этом снизится число предпринимателей, а значит и налогоплательщиков, и количество рабочих мест. Причем сколько именно — неизвестно, т.к. авторы этим вопросом не озадачиваются. Не хотелось бы сначала «шарахнуть», а потом погрязнуть в разборе жалоб и размышлениях о том, как немного смягчить ситуацию, после того как мы ее своими руками испортим», — говорит бизнес-омбудсмен.
Как отмечает г-жа Артюх, если законопроект будет принят, то предприниматели столкнутся практически с полным запретом на торговлю алкоголем в нестационарных заведениях общепита. Авторы предлагают такое решение, чтобы ликвидировать места, которые не отвечают санитарным и эстетическим нормам, однако у них нет ответа на вопрос о том, что будет с приличными летними кафе или просто достойными нестационарными объектами, говорит она. Следовало бы принять определенные параметры, которым должны соответствовать объекты, чтобы в них можно было разместить заведение общепита.
Вряд ли законопроект повлияет на алкогольный спрос, может произойти только перераспределение спроса, согласен директор компании по оптовым продажам алкоголя «Прометей» Евгений Патрикеев. К тому же сейчас наблюдается небольшая отрицательная динамика потребления спиртного: кредиты стали недоступны, потребитель чаще выбирает российское, потому что импорт подорожал. Причем импортозамещение наблюдается абсолютно во всех каналах сбыта, отмечает он.
«Все запретительные меры сегодня уже привычны, и объем потребления вряд ли изменится. В условиях кризиса больше всего пострадает малый бизнес, который когда-то выкупил квартиры и перевел их в разряд нежилых помещений. Здесь минус будет гораздо больше по одной простой причине: у человека был бизнес и теперь его не станет. Это не поддержка, а просто дополнительное уничтожение», — резюмирует г-н Патрикеев.
Напомним, законопроект разработано региональное министерство АПК и продовольствия. Изначальный его вариант предусматривал запрет на продажу алкоголя в фуд-кортах торговых центров, а рестораны и кафе должны были продавать алкоголь через отдельное юрлицо. Кроме того, предполагался переход на другую систему налогообложения, которая грозила ростом фискальной нагрузки на заведения общепита.