Свердловский камамбер и пуэр: фермеры ищут прямой путь к покупателю
Фермеры, несмотря на стагнацию, задумались о развитии бизнеса в 2015 г. Так, до лета в Екатеринбурге откроется частная сыроварня, а в чайном ассортименте магазинов прочно укрепится пуэр из Иван-Чая.
Свердловские фермеры приступили к формированию стратегии увеличения своего присутствия на рынке продуктов питания. Не претендуя на удовлетворение всего спроса, увеличившегося после введения продовольственных санкций, предприниматели планируют выйти к своим постоянным покупателям. По словам владелицы ресторана «Особняк» Елены Макушевой, людей готовых переплачивать за натуральные продукты питания в 1,5-миллионном Екатеринбурге не более 5 тыс.
Но даже для такого небольшого количества покупателей фермерская продукция оказываются вне зоны доступности. О том, что дорогие эко-продукты от ремесленников ритейлерам не нужны, заявил владелец частной пекарни «На Вишневой» Анатолий Павлов:
«О выпечке хлеба на заквасках я задумался еще 18 лет назад. Но так как он был не востребован магазинами, мне пришлось запустить линейки традиционного хлеба».
По его мнению, присутствие на рынке натуральных продуктов, пусть даже в небольшом количестве, развивают новую культуру потребления и формируют свой сегмент спроса. На что массовый производитель, в конце концов, вынужден реагировать. Например, запуск производства хлеба на заквасках рассматривают уже два крупных комбинатах.
Именно поэтому Анатолий Павлов продолжает оставаться верным идее эко-продуктов. В следующем году он засеет 8 га для производства натурального во всем смыслах хлеба: выращивание злаков — без удобрений и химикатов от сорняков, получение муки — на традиционной мельнице с каменными жерновами.
«Уральский продукт есть, но ему нужен доступ покупателям, отработанные механизмы распространения. Без этого продолжит существовать миф о том, что, если свое, натуральное — значит обязательно дорогое, — объясняет Елена Макушева. — Сейчас я и мои поставщики-фермеры рассматриваем вариант адресной доставки. Причем не обязательно через интернет-магазин. Это могут быть ресепшены приема заказов в жилых домах и торговых центрах. Это позволит миновать дополнительные расходы, связанные с содержанием магазинов, неизбежно отражающиеся в розничной стоимости».
По мнению г-жи Макушевой, главным инструментом продвижения таких товаров должны стать благоприятные отзывы о ней. Поэтому в качестве площадок их генерации и распространения рассматриваются ярмарки, мастер-классы, праздники урожая, на которых покупатели получат возможность личной встречи с производителями.
«Мы не ставим перед собой задачи спасти мир. Мы пытаемся найти прямой путь к покупателю», — подчеркнула Елена Макушева.
В то же время сами фермеры признают: лучшего времени для развития, пожалуй, еще не было. Так генеральный директор компании ООО «Можно» (ТМ «Величай») Александр Масютин признался в беседе с DK.RU, что продовольственные санкции создали благоприятные условия для его бизнеса.
«Для нас санкции — благо. Во-первых, мы абсолютно не зависим от импорта, а оборудование закупили задолго до известных событий. А во-вторых, в этом году мы в разы увеличили объем производства травяного чая — с 2 до 12 тонн. Это очень много: такого количества хватит, чтобы удовлетворить годовую потребность Санкт-Петербурга. У нас это получилось, в том числе, и благодаря выравниванию цен — наших и на импортный чай. В следующем году мы прогнозируем увеличение спроса по причине дальнейшего удорожания импорта. В этом случае мы готовы увеличить производство до 45 тонн при существующих мощностях».
Повышая конкурентоспособность уральского Иван-Чая, Александр Масютин постоянно работает над расширением ассортимента. Например, в этом году компания освоила технологию прессования, получив возможность производства свердловского пуэра, вполне сравнимого с китайским аналогом.
О расширении и параллельном выходе на свердловский рынок в следующем году задумалась владелица частной сыроварни в Челябинской области Ирина Бакач. Сегодня ее семейная артель готовит около 150 сортов сыра по традиционным уральским и европейским рецептам (в том числе камамбер и бруност). В первой половине 2015 г. совместно с Еленой Макушевой она намерена открыть частную сыроварню в Екатеринбурге.
«Сначала мы будем работать на привозном молоке, но к лету намерены открыть собственное молочное хозяйство в Сысертском районе, — отмечает г-жа Бакач. — Начнем с небольшого объема — 100-150 кг сыра в месяц. Если все пойдет хорошо, увеличим производство до 500 кг в месяц».
Ирина Бокач не рассчитывает занять 40% освободившегося в области рынка сыров. Для такого небольшого производства это недостижимая емкость, отмечает она. Но все же спрос ожидается высоким. Уже сегодня семейная сыроварня Бакач работает исключительно по предзаказу:
«Я даже не могу выдержать срок созревания. Все, что оставляю, приходится продавать — очень просят».
Сейчас Елена Макушева и разделяющие ее стремления фермеры ищут единомышленников для организации неформального сообщества. Именно в таком формате, уверены они, можно не только выжить, но и расти.
«Для меня Елена представляется таким Стивом Джобсом, который тоже продвигал сумасшедшие на первый взгляд идеи и работал в гараже. А сегодня его продукция — у каждого в кармане, — заявил Анатолий Павлов. — Поэтому я стараюсь всегда прислушиваться к ней. То, что у рынка эко-продуктов большое будущее, я предполагал еще до кризиса».
В начале недели пищевой комбинат «Хороший вкус» объявил о начале изготавления хамона (сыровяленый свиной окорок, прим.ред.) — деликатес также попал в список запрещенных к ввозу в Россию продуктов, сообщал DK.RU.