Связанные в единую систему
Несмотря на столь разнообразный юридический статус, все входящие в ОЭС энергопредприятия работают в едином ритме. По данным ОДУ Урала в прошедшем году они функционировали вполне устойчиво и обеспеч
Несмотря на столь разнообразный юридический статус, все входящие в ОЭС энергопредприятия работают в едином ритме. По данным ОДУ Урала в прошедшем году они функционировали вполне устойчиво и обеспечили надежное энергоснабжение потребителей, хотя 81 день в году вводились отключения потребителей (в 1998 г. — 44), и достаточно много раз предприятия-неплательщики ограничивались до т.н. “аварийной брони”. (Заметим кстати, что время, когда отключить неплательщика было для производителя энергии большой проблемой, давно закончилось. Сегодняшняя нормативная база позволяет это делать с соблюдением определенных правил). На стр. 16-18 приведен анализ деятельности энергосистем, входящих в ОЭС “Уралэнерго”.
Тот факт, что деятельность РАО “ЕЭС России” недостаточно эффективна, ни у кого не вызывает сомнения: перманентные энергетические провалы наблюдаются то в одном, то в другом регионе страны. Даже такая мощнейшая энергетическая система, как Свердловэнерго (с общей установленной мощностью 8300 МВт), справляется в возрастающими нагрузками с большим трудом. Специалисты связывают это, в первую очередь, с принципиально неверным подходом: энергия должна быть таким же рыночным товаром, как и любая другая продукция. И как любой товар, должна продаваться на рыночных условиях: заплатил деньги — получил товар. У нас же до сих пор — только разговоры о рынке, его настоящему становлению препятствует плохая ликвидность расчетов и система перекрестного субсидирования.
ОДУ Урала было создано еще в 1942 г. для централизованного оперативно-технологического (диспетчерского) и автоматического управления ОЭС Урала. Надо сказать, что отработанные десятилетиями функции ОДУ не пересматривались и не “реформировались” в период всеобщих реформ. Возможно, благодаря этому удалось сохранить параллельную, т.е. общую работу ЕЭС. Сегодняшний статус ОДУ Урала — филиал РАО “ЕЭС России”. На его сотрудниках лежит ответственность за “живучесть” диспетчерского управления ОЭС при авариях, стихийных бедствиях и в “особый период”, за напряжение и частоту в сети, за разработку графиков вывода в ремонт оборудования, восстановление параллельной работы энергосистем, расчеты и планирование технологических режимов и т.д. и т.п. Основные задачи — обеспечение надежного и экономичного функционирования энергосистемы и оптимизация использования энергетических мощностей региона. С приходом в энергетику рыночных отношений к ним добавилась эффективная работа ФОРЭМ (для этого в составе ОДУ действует “Расчетно-диспетчерский центр ФОРЭМ). Именно ОДУ является основным звеном, связывающим энергокомпании, федеральные электростанции и сеть в РАО “ЕЭС России” в единую систему.
ФОРЭМ и тарифы
Создание реального Федерального оптового рынка энергии и мощности (ФОРЭМ) — одно из главных направлений реформирования РАО. Первоначально планировалось, что все электростанции федерального уровня будут продавать энергию только через 4 сектора торговли оптового рынка: обязательных поставок, свободных двухсторонних договоров, биржевой торговли (примерно 50% общего объема продаж) и балансирующих поставок. Цель — создание конкурентной среды в РАО, а также значительное увеличение доли денежных расчетов за электроэнергию. Предполагается, что конкурентные отношения установятся как между генерирующими предприятиями, так и между потребителями энергии.
Из всех входящих в “Уралэнерго” систем Кировская, Курганская, Пермская и Челябинская — т.н. дефицитные, вырабатывающие энергии меньше, чем требуется потребителям. Недостаток восполняется покупкой на ФОРЭМе. В некоторые периоды прошлого года и ОА “Свердловэнерго” переходило в этот разряд, когда происходили сбои в поставках топлива на станции. Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) — это не юридическое лицо, скорее сфера экономических взаимоотношений при купле-продаже такого специфического товара как электроэнергия, которые регламентируются определенными правилами: договорными и тарифными.
Реально пока на ФОРЭМ поступает, в основном, электроэнергия, вырабатываемая электростанциями федерального значения, объем продажи не превышает 30%.
С мая с.г. тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, повышены Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) на 33%. При том, что концерн “Росэнергоатом” настаивал на 90%-м повышении, а РАО “ЕЭС России” — на 80%. Соответственно и региональные АО-энерго последовали примеру центра и добились некоторого повышения тарифов. В сообщении об этом департамента по работе со средствами массовой информации РАО “ЕЭС России” среди причин повышения тарифов указываются — рост цен на газ, сокращение объема его поставок и удорожание заменяющих его энергоносителей. При этом в РАО “ЕЭС России” считают проведенное изменение тарифов явно недостаточным. Компания будет добиваться дальнейшего постепенного роста энерготарифов в несколько раз — до “экономически обоснованного уровня”. Руководство РАО вкладывает в это понятие покрытие затрат на ремонт, накопление топлива к предстоящему осенне-зимнему сезону, воспроизводство энергомощностей. “Если сегодня не приступить к постепенному увеличению тарифов, через 3-4 года электроэнергию придется закупать за рубежом по несравненно более высоким ценам. Электроэнергетика, убыточная по причине заниженных тарифов, не имеет возможности вкладывать средства для замещения выбывающих мощностей. За последние 10 лет объем ежегодных капитальных вложений в энергетику снизился в 3 раза (в сопоставимых ценах). На сегодня 25% мощности энергоблоков и более 40% остального оборудования полностью выработали свой физический ресурс, их эксплуатация окончательно стала экономически нецелесообразной. Никто не хочет вкладывать деньги в убыточное производство и разваливающиеся мощности. Согласно расчетам, в случае сохранения негативной ситуации с заниженными тарифами, в 2004-2006 годах кривые возрастающего спроса на электроэнергию и выбытия мощностей пересекутся. Это будет означать окончательное превращение России из энергоизбыточной в энергодефицитную страну”.
Единая и неделимая
Сегодня необходимость реформирования энергосистемы признают и сами энергетики на местах, и управленческая команда г-на Чубайса.
Программа коренных изменений структуры и системы управления РАО “ЕЭС России” обсуждается уже давно. Однако пути и конечные цели этого процесса видятся из разных кабинетов существенно по-разному.
Энергосистема страны была спроектирована и построена как единый технический объект с общими сетями, работающий в едином режиме по определенным технологическим законам. Руководство компании считает, что отрасль нуждается в многомиллиардных вложениях для технического перевооружения, но в сегодняшнем виде она недостаточно привлекательна для инвесторов. Глубокая структурная реформа — единственный способ привлечения частного инвестора в российскую электроэнергетику для наращивания производственного потенциала и финансовой устойчивости компании. Однако, дальнейшее проведение мероприятий по структурным преобразованиям в компании без наличия продуманной концепции неэффективно. Пока такая концепция окончательно не сложилась, но как один из путей реформирования рассматривается возможность выделения генерирующих предприятий из состава АО-энерго и объединения их с поставщиками топлива. В рамках этих предложений создание энергоугольной компании “УралТЭК” уже вышло на стадию реального юридического оформления.
Но какова бы ни была разрабатываемая сегодня Концепция реформирования энергетической отрасли России, надо с большой осторожностью отнестись к ее расчленению и продаже в частные (как ожидается, иностранные) руки в расчете на получение инвестиционных средств. Можно и средств не получить, и самое большое преимущество сегодняшней системы — ее уникальную общность, позволяющую гибко реагировать на любые нештатные ситуации, — потерять.
Автор благодарит пресс-службу “Уралэнерго”
за предоставленные материалы.