Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Связисты начали объединяться

эксперты Сергей Голод коммерческий директор уральского филиала компании «Ростелеком» Леонид Коник главный редактор издательской группы ComNews Татьяна Толмачева управляющий партнер исследовательско

Завершающийся год для телекоммуникационного рынка стал периодом смены приоритетов. Число абонентов теперь уже не главный показатель эффективности бизнеса — важнее, сколько компания на этом абоненте зарабатывает. Изменение целей отразилось на поведении практически всех операторов связи: они стали внимательнее к новым технологиям и новым приобретениям.

эксперты
Сергей Голод
коммерческий директор уральского филиала компании «Ростелеком»
Леонид Коник
главный редактор издательской группы ComNews
Татьяна Толмачева
управляющий партнер исследовательской компании iKS-Consulting
Геннадий Чернавцев
директор уральского филиала компании «Ростелеком»

Как долго будут продолжаться ценовые войны?
Кого еще купят на рынке интернет-провайдинга?
Почему сотовые операторы гонятся за 3G?

Телеком переживает свое второе рождение. Когда-то сотовая связь и Интернет были роскошью, потом рабочим инструментом, сейчас они стали неотъемлемой частью жизни. Это диктует новые требования к игрокам. Клиент хочет быть на связи всегда и везде и по возможности получать все услуги из одних рук.

Провайдеры готовятся к схватке

Для интернет-провайдеров 2008 г. начался с очередной ценовой баталии. Первую войну почти три года назад инициировал «Уралсвязьинформ», когда стал активно пробиваться на рынок частных пользователей со своей технологией ADSL. Вторую развязал «Голден Телеком», решивший вернуться на розничный рынок (практически оставленный им после разделения бизнеса с компанией КАБiNET). С его подачи впервые цена безлимитных тарифов в Екатеринбурге снизилась и стала сопоставимой с московской. Кроме того, активная экспансия «Голден Телекома» взвинтила цены на размещение телекоммуникационного оборудования в домах в три раза. Теперь ТСЖ не стесняются просить за шкаф с коммутатором иногда по 5 тыс. руб. в месяц. Это сильно ударило практически по всем провайдерам, которые вынуждены были выступить с ответными предложениями, и теперь они сетуют на то, что городской рынок убит демпингом. Ситуация в Тюмени, где средний абонент платит за безлимитку не 500, а почти 1 000 руб., вызывает зависть. При этом, несмотря на почти десятикратное падение цен на магистральный трафик за последний год, екатеринбургские провайдеры рентабельность не увеличили. Сейчас количество абонентов, качающих трафик в режиме unlimited, примерно 70% от общего числа пользователей (остальные оплачивают Интернет помегабайтно). У некоторых компаний эта цифра достигает 90%. Пользователи за те же деньги требуют тарифов с высокими скоростями передачи данных, растет объем потребления, но не увеличивается средний платеж.

Вероятно, что на этом ценовые войны не закончатся. На рынок продолжают выходить мощные федеральные игроки, для которых доля, которую они собираются отхватить, может оказаться важнее сиюминутной рентабельности. Осенью этого года компания «ТрансТелеКом», один из двух крупнейших магистральных провайдеров в России, взялась за активное подключение абонентов. В планах организации — привлечь на Урале 10 тыс. человек. Основной конкурент — «Ростелеком» — готовится начать освоение розничного рынка уже в 2009 г.: акционеры этот шаг утвердили. Правда, СЕРГЕЙ ГОЛОД, коммерческий директор уральского филиала «Ростелекома», уточнил, что компания не намерена развязывать ценовые войны и будет фокусироваться на сегментах, слабо охваченных другими игроками (особенно «Уралсвязьинформом», который, как и «Ростелеком», входит в холдинг «Связьинвест»). Поэтому первое время организация сосредоточит усилия на небольших городах. Но это не утешает более мелких конкурентов. Федеральные игроки в своих планах готовы закладывать окупаемость в три-четыре года, местные провайдеры такими сроками до сих пор никогда не оперировали — им вложения нужно окупать быстрее.

Скупка провайдеров продолжится

В этом году Екатеринбург лишился двух крупных игроков в сфере интернет-провайдинга. В начале лета «Комстар-ОТС» приобрел Уральскую телефонную компанию более чем за $40 млн. С учетом разворачивающегося финансового кризиса эта сделка может оказаться одной из самых больших и интересных на российском рынке не только в 2008 г., но и в ближайшей перспективе. В августе под контроль компании «Акадо» (бывшая «Ренова-Медиа») перешел провайдер «Олимпус НСП» (сумма сделки примерно $10 млн). Переговоры вели и с другими операторами, но приостановили на время финансовой неразберихи. По мнению экс­пертов, на рынке еще осталось несколько перспективных для приобретения компаний — «ИНСИС», «Конвекс», «Скайнет», «Планета». В числе претендентов-покупателей — «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» (объявившие, что им интересно развиваться в том числе и через поглощения), «Синтерра» (екатеринбургские активы которой явно не соответствуют амбициям компании), а также «Билайн» (поглотивший «Голден Телеком»), для которого приобретение может оказаться удачной возможностью нарастить рыночную долю. «Мы будем рассматривать все предложения», — резюмирует ГЕННАДИЙ ЧЕРНАВЦЕВ, директор уральского филиала «Ростелекома». ЛЕОНИД КОНИК, главный редактор издательской группы ComNews, на круглом столе по развитию провайдинга (организован совместно «ДК» и «Ростелекомом») отметил, что малый бизнес постепенно вытесняют из сферы телекоммуникаций. Федеральные компании скупают небольшие предприятия, через некоторое время меняют менеджмент и структуру. Кроме того, по мнению г-на Коника, кризис уже заставил активизироваться на российском рынке иностранных игроков, желающих вложить деньги в подешевевшие активы, и отечественных участников из второго дивизиона, которые предпочитают развиваться через партнерские схемы, не покупая бизнес полностью. ТАТЬЯНА ТОЛМАЧЕВА, управляющий партнер исследовательской компании iKS-Consulting, в целом отмечает, что цены на региональные активы перегреты. Как уточняет Леонид Коник, многие готовы скупать не только провайдеров-лидеров, но и обычные домовые сети, у которых нет ни марки, ни отлаженного бизнеса, ни качественной инфраструктуры.

Этим изменения на рынке не завершатся. Екатеринбург ждет масштабная экспансия компаний, развивающих беспроводную передачу данных в стандарте WiMax. В этом году о планах покорения столицы Урала объявили «АРКТЕЛ», «Тривон» (бренд Virgin Connect) и «ПРОСТОР Телеком». Интернет-провайдингом стали интересоваться российские олигархи — т. е. консолидация в той мере, в которой она уже проявилась на рынке сотовой связи, не за горами.

Сотовики ждут распространения 3G
Сотовые операторы еще в начале года отмечали, что рынок вплотную приблизился к насыщению. Как полагают специалисты компании МегаФон-Урал, пополнение абонентских баз явно замедлилось по отношению к 2006 г. еще в 2007-м, поскольку основную часть потенциальных клиентов сотовики уже привлекли. Именно поэтому компании начали повышать эффективность бизнеса — особое внимание стали уделять неголосовым услугам, внедрению новых технологий и более тесной интеграции с проводной связью. Единственным источником новых клиентов остается область. Специалисты по маркетингу компании «МОТИВ» констатируют, что если раньше сотовиков интересовали населенные пункты в 7-10 тыс. человек, то теперь операторы не брезгуют и небольшими деревнями менее чем с 1 тыс. жителей. В таких населенных пунктах абоненты разговаривают по мобильникам иногда даже больше, чем в крупных городах, — сказывается оторванность от «материка». Операторы стали присматриваться к целевым группам, которые раньше их мало привлекали, — появляются специальные тарифы для школьников, пенсионеров и т. д. Однако поднять ARPU выше средних $13 это не поможет.

Свердловская область занимает одно из первых мест в стране по дешевизне сотовой связи. Ценовые войны последних лет, когда федеральные компании пытались завоевать место под солнцем, а локальные боролись за выживание, утомили всех. Демпинг вышел из моды: акционерам нужны деньги. Поэтому средняя стоимость минуты за последний год практически не изменилась — это признают все операторы.

Надежды на заработок сотовики связывают с внедрением новых услуг по передаче данных — в первую очередь с технологиями 3G. Именно под эти цели в течение всего 2008 г. игроки активно вкладывались в собственную инфраструктуру, как «МОТИВ» и МТС, или занимались интеграцией с проводными операторами, как «Билайн». Иначе с растущим объемом трафика не справиться: он ежегодно удваивается, а новое поколение связи грозит еще более быстрым ростом.

Полноценный 3G в Екатеринбурге запустила только МТС, но остальные долго оставаться в аутсайдерах не намерены. «Билайн» уже работает с этой технологией в Челябинске и планирует охватить столицу Урала в ближайшее время. Компания «МОТИВ» тоже собирается включиться в гонку скоростей беспроводной передачи данных — ее специалисты тестируют технологию LTE. Кроме того, «МОТИВ» стал активно развиваться как универсальный оператор и уже предлагает корпоративным клиентам доступ в Интернет, закончил строительство сети междугородной и международной связи.

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?
  • В доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестнаВ доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.