«Та же Chanel»: как построить бизнес с фабриками Китая / Опыт компании «Лекриэйт»
Отечественная мебель в большинстве своем неконкурентоспособна на мировом рынке, так что российский производитель просто вынужден идти за мебелью на китайские фабрики. Но могут быть исключения.
«Когда доллар первый раз поднялся до 70 рублей, меня как раз не было в России. Это был кошмар. Приехали все заказчики с деньгами и требовали принять платежи. Сотрудники в шоке. Я всех успокаивала, говорила, что доллар до ста рублей не поднимется, и вносить деньги сейчас невыгодно. Но люди были в панике и ничего не хотели слушать», — вспоминает Ольга Токписева, директор ООО «Лекриэйт».
С 2013 года компания специализируется на доставке мебели из Китая. Работают напрямую с фабриками-производителями и самостоятельно выполняют весь цикл логистических операций, начиная с погрузки на заводе, таможенного декларирования и заканчивая сборкой и расстановкой мебели на объекте.
Специфика и сложность внешнеэкономической работы обусловлена тем, что расчеты с китайскими производителями и стоимость морского фрахта до российского порта рассчитываются в иностранной валюте. Кроме того, величина таможенных платежей (пошлина и НДС) напрямую зависят от волатильности иностранной валюты, поскольку таможенная стоимость ввозимых товаров вычисляется по курсу ЦБ РФ на дату подачи декларации в таможню.
— До 2018 года мы были очень мягкими в своем индивидуальном подходе к клиентам — могли изменить пункты в договоре, чтобы пойти навстречу. При стабильном курсе у нас были рублевые договоры с теми клиентами, кто очень на этом настаивал. Мы брали риски валютных колебаний на себя, но я считаю, что здесь необходима грань, — полагает директор «Лекриэйт». — Важно соблюдать интересы компании, которой управляешь, ведь это гарантирует ее надежность. Сейчас бывает, чтобы получить заказ, компании демпингуют, ставят себя в условия чрезмерно необоснованного риска и уходят с бизнес-площадки. От этого сокращается рынок предложения, заказчики теряют свои деньги и становятся более нерешительными на размещение заказов, пытаясь приобрести мебель из наличия. Это вынуждает игроков мебельного рынка иметь большие выставочные экспозиции и складскую программу, что в современных условиях достаточно невыгодно.
Почему ставка была сделана именно на Китай, с каким ужасом пришлось столкнуться в Поднебесной и может ли диван быть смыслом жизни — Ольга Токписева рассказала DK.RU.
Первый шаг
Свой первый бизнес Ольга Токписева организовала, когда училась на стройфаке УПИ. Вместе с друзьями из МГУ и «Бауманки» запустила оптовую компанию, которая снабжала обувью сначала весь Екатеринбург, а затем и другие российские города. Мама расстраивалась — стыдно признаться, что дочь инженеров стала «торгашкой».
«Я отвечала: а не стыдно сказать, сколько я зарабатываю?», — вспоминает Ольга. Обувной бизнес оказался настолько успешным, что привлек внимание знаменитых уралмашевских ребят, и своего дела Ольга лишилась. Была середина 90-х. К тому времени у нее родился ребенок, и она отошла от оперативного управления, а после выучила правило, которому неукоснительно следует до сих пор: держать все под своим контролем.
Решив все же применить свое профессиональное образование, она выросла из простого инженера до должности руководителя подразделения по строительству централизованных проектов в генеральной дирекции «Уралсвязьинформ», но предпринимательская природа взяла свое. В 2010-м Ольга Токписева занялась обустройством новой квартиры и столкнулась с тем, что не может найти мебель, которая устроила бы по качеству, внешнему виду и стоимости. Рассказывает, что магазины представляли две крайности — дешевые диваны, столы и шкафы, с которыми жить не хотелось. Или качественную мебель, но устаревшего дизайна — из-за высокой цены она простаивала в салонах годами.
Я поняла, что мне интересно дать людям возможность создавать свое пространство за нормальные деньги и жить в достойных квартирах, и эта ниша в городе совершенно пуста. Мне повезло — мои родители, обычные советские инженеры, но — мама с чувством вкуса и пониманием прекрасного, а папа — с хорошими руками. Мы всегда жили в красоте. И я считала это нормой для любого человека, — говорит Ольга Токписева.
Первой мыслью было самой придумать дизайн мебели и запустить производство. Но, изучив российский рынок и возможности существовавших на тот момент фабрик, поняла — это утопия.
Действительно, по исследованию «Российского внешнеэкономического вестника», отечественная мебель в большинстве своем (исключение — рынки стран СНГ), неконкурентоспособна на мировом рынке. Доля нашей страны как экспортера едва достигает 1%, а товарная структура экспортных поставок из России представляет собой преимущественно мебельные «полуфабрикаты». Изношенность оборудования большинства предприятий, отсутствие основных компонентов для производства мебели (механизмы, фурнитура, лакокрасочные изделия закупаются за рубежом) — все это тормозит развитие отрасли.
Безусловным лидером в мире, как по объемам производства, так и по объемам экспорта мебели, является Китай. Как отмечают исследователи, всего за 10 лет (с 2000 по 2010 гг.) экспорт мебели из Китая на мировой рынок вырос в семь раз. И Китай смог вытеснить Италию с места первого экспортера. Связано это еще и с тем, что последние десятилетия ведущие мебельщики для сокращения издержек активно переносили производства в страны Азии.
Китай лидирует по производству мебели, но сохраняет и ручное производство. Нанесение золотой потали и ручная резка на фабрике в Китае
«Китайская мебель в то время на российском рынке присутствовала, но потенциал этой страны был для нас не раскрыт, — вспоминает г-жа Токписева. — В Россию такая мебель попадала двумя способами. Первый — а-ля челноки. Люди ехали в Китай и на рынках или в больших торговых центрах закупали самые дешевые столы, стулья, диваны, грузили в контейнеры, везли сюда и во много раз дороже продавали. Для Екатеринбурга это казалось роскошью и быстро раскупалось. Но мебель была самой дешевой — выглядела поначалу более-менее прилично, а в процессе эксплуатации начинала разваливаться. У людей сформировалось отрицательное мнение по поводу такой продукции».
Подобный метод ведения бизнеса Ольге не подходил, и она обратила внимание на второй способ — компании, работавшие напрямую с китайскими фабриками.
Мебельный бизнес — это тяжелая работа. Здорово, когда есть поставщик, а ты выступаешь только дилером. Это очень удобно. Но только в том случае, когда представляющая сторона качественно работает и чиста в своих намерениях. Я нашла в Москве компанию Smartdeco, которая на тот момент работала с Китаем, и мне понравилось, как они выстроили бизнес. Я стала их первым дилером, зарегистрировала компанию «Лекриэйт» и сняла площадку в «Архитекторе» для выставочной экспозиции. Ставку сделали на элитную мебель — не по цене, а по качеству, — рассказывает г-жа Токписева.
«Лекриэйт» наращивал клиентскую базу, обеспечивая поставщика заказами, но обстоятельства сложились так, что головная московская компания фактически прекратила деятельность. У Ольги Токписевой сработало профессиональное чутье — почувствовав, что ситуация у москвичей меняется, прекратила сотрудничество. Теперь ей предстояло самой налаживать международные контакты.
Шоу-рум в Екатеринбурге работал до конца 2017 г. Траты посчитали неэффективными
Китайский метод
Полгода потребовалось для теоретической подготовки и поиска заводов, которые по типу модных домов перенесли свои производства в Азию и выпускают все ту же Chanel, только в мире мебели. Русско-китайский переводчик, и вот уже в руках у Ольги Токписевой билет в Поднебесную.
Это был ужас — мы летали из региона в регион, где никто не говорил на английском. Посетили несколько фабрик. Кто-то сразу согласился с нами сотрудничать, а кто-то посчитал себя слишком крутым. Найти в Китае действительно хорошие фабрики очень сложно, но у меня получилось. Я открыла представительство в Пекине, мы начали работать с заводами, получили первые заказы, закупили свои выставочные образцы, — говорит Ольга Токписева.
Сейчас в пуле компании девять фабрик на территории Китая и эксклюзивное право на продажу их продукции в России. Большинство — французские. Потомственные производители мебели, которые построили новые заводы, подобные космическим кораблям, но уже не на территории Франции, а в Китае.
— У французов четкое ведение бизнеса, есть свои правила и нет исключений. Это интересный психологический момент — когда ты знаешь, что могут быть варианты, начинаешь тянуть время и выискивать их. А когда исключений нет, это сильно экономит время. Французы — это как раз «без поговорить». Есть заводы с владельцами-китайцами, там все четко и понятно. Работали с американским заводом, но прекратили сотрудничество — интерес к мебели в американском стиле упал, — описывает пул производителей директор «Лекриэйт».
На четкое выстраивание работы у екатеринбургской компании ушло почти три года. На первых этапах было важно полностью контролировать качество:
Со временем мы сократили этот этап. Два года назад закрыли представительство в Пекине, потому что фабрики настолько привыкли к нашим требованиям, что теперь у нас вообще нет к ним замечаний. Они развили штат менеджеров по контролю качества и знают, что если что-то не так, вышлют взамен новую продукцию.
Французы перенесли семейное производство и теперь делают такую мебель в Китае
Неэффективные траты
Таможенное оформление китайской продукции осуществляется в Екатеринбурге — для непосредственного контроля всех этапов и оперативного решения вопросов с таможенными органами.
Мы всегда пытались оптимизировать свой бизнес, потому что все затраты влияют на конечную стоимость мебели. Единственное, на что мы шли — аренда в «Архитекторе», но столкнулись с тем, что покупательского потока там не было, поэтому такие затраты мы посчитали неэффективными и в декабре 2017 г. закрыли свой шоу-рум. Клиенты приходят к нам в основном по рекомендации или находят через сайт, активно продукцию заказывают дизайнеры Москвы и других городов для своих проектов, — рассказывает г-жа Токписева.
Новый шоу-рум в Екатеринбурге открывать не планируют — не видят для этого подходящей площадки. В приоритете — ставка на развитие интернет-магазина, открытие офиса в столице и переориентация на оптовые продажи.
— Мы меньше всего страдали в кризисы, потому что когда они случались, все равно кому-то нужна была мебель и эти люди не были согласны на более низкое качество. Поток тех, кто больше не хотел приобретать дорогую Германию и Италию, шел к нам. Но сейчас в Екатеринбурге рынок схлынул, в столице поток клиентов больше. В Москве очень ценят время — клиент пришел, его устроили качество и цена и он покупает. Для него этот диван — не смысл жизни. Он на нем сидит!». У нас же ситуация другая. Денег стало меньше, и клиент не торопится с ними расставаться. А у нас обязательства перед фабриками — мы должны покупать контейнерами, — говорит директор «Лекриэйт». — Есть люди, которые с нами много лет благодаря нашей гибкости и индивидуальному подходу. Но задача собственника — защита своего предприятия. Удовольствие да, но бизнес сегодня должен быть еще и эффективным. Это самое главное.
Вместе с тем Ольга Токписева не отказывается от мечты запустить в Екатеринбурге производство мебели по собственному дизайну. Уже идет работа по изготовлению порядка 20 предметов мебели совместно с небольшой фабрикой. Первые экземпляры планируется представить уже осенью. Еще одна мечта предпринимательницы — сделать затраты на производство хотя бы сопоставимыми с покупкой готовой мебели из Китая.
Текст: Анна Асташкина. Фото предоставлены компанией «Лекриэйт»
Редакция DK.RU благодарит за помощь в организации интервью президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина