«Такая экономия губительна!». Кто и как строит жилье в Екатеринбурге
«Немногочисленные специалисты заходят на объект, что-то потихоньку делают. Нет рабочих, материалов, нет денег на зарплаты сотрудников. Сроки срывают, работы выполняют кое-как или не выполняют вообще».
Александр Сембаев, собственник и управляющий компании «АДС-ЭЛЕКТРО»:
— Наша компания не понаслышке знает, как проходят коммерческие конкурсы и тендеры, когда нужно выбрать подрядчика на выполнение работ при строительстве или реконструкции объектов. В нашем случае — на производство электромонтажных работ. На наш взгляд, четко видны два подхода.
Иногда проводимые конкурсы напоминают этакий театр абсурда, развиваясь по одному и тому же сценарию.
Действующими лицами выступают заказчик (генподрядчик), два-четыре стабильных подрядчика — как правило, эти компании знают друг друга, потому что часто пересекаются в своей отрасли. И «темная лошадка», фирма, о которой никто не слышал, ее объекты никому не известны, опыта работы на подобных объектах у нее, как правило, нет. Итак, действие первое, самое короткое. В нем подрядчик выбирается, исходя из самой низкой цены. Представитель заказчика смотрит только итоговые суммы в представленных сметах, сравнивает их между собой, находит самую низкую цену и объявляет победителя. Это… «темная лошадка»! Представители стабильных компаний разводят руками — указанная цена часто не покрывает даже расходы на материалы, не говоря уже об оплате работ и прибыли. Все! Подрядчик выбран. Всем спасибо! Занавес.
Второе действие — самое длинное и мучительное. В нем заказчик получает в лице «темной лошадки» огромные проблемы. Немногочисленные специалисты компании заходят на объект, что-то потихоньку делают, периодически пропадают. Нет рабочих, нет материалов, нет денег на материалы и на зарплаты сотрудников. Сроки срываются, работы выполняются кое-как или не выполняются вообще. Генподрядчик, промучившись месяц-два, объявляет новый конкурс либо приглашает одного из стабильных подрядчиков с первого конкурса.
Сроки уже «горят», брак приходится демонтировать, первоначально озвученная смета увеличивается. Все в проигрыше. Занавес.
Бывает, когда на тендерах разворачивается другой сценарий. Действующие лица в нем — тот же заказчик и два-четыре стабильных подрядчика. Первое действие получается в этом случае самым длинным, потому что в его ходе идет серьезная оценочная работа. Объявляется конкурс. На него приглашаются компании, имеющие в своем портфеле опыт выполнения подобного объема работ. После того как стабильные подрядчики представили документы, заказчик проводит тщательный отбор. У наиболее вероятного подрядчика заказчик запрашивает новые документы, подтверждающие, в частности, платежеспособность, кадровый состав, сертификаты и допуски, организацию охраны труда. Подрядчик «в мыле», конечно, но заказ того стоит. В итоге выбирается самый достойный игрок. Занавес.
Во втором действии выполняется работа. Победитель конкурса выходит на объект, производит и сдает работы в оговоренный срок. Все возникающие по ходу вопросы подрядчик решает оперативно, с предложением экспертных технических решений. В оговоренные сроки генподрядчик принимает работы. Все в выигрыше. Занавес.
Сценарии, конечно, упрощены, но они отражают суть процесса. К сожалению, в России основной критерий выбора при проведении коммерческих тендеров — это цена.
Не важно, какие обоснования ты предоставляешь, никто особо не интересуется твоим предыдущим опытом, квалификацией специалистов, прочими документами. Заглянули в смету, увидели итоговую стоимость — она является определяющей. Тот факт, что компания, предоставившая самую низкую цену, никому из присутствующих на конкурсе профессионалов не известна, или имеет не лучшую репутацию, замалчивается. Подобная экономия в большинстве случаев губительна. Заказчик получает не выполненную работу, а дополнительные проблемы. Тратит время своих сотрудников, деньги. Часто начинаются долгие судебные разбирательства и другие сложности.
Второй подход — тщательный отбор на основании сопоставления целого ряда факторов, в котором цена играет одну из последних ролей, чаще всего используется западными компаниями. При отборе они анализируют опыт работы подрядчика на строительстве аналогичных объектов, квалификацию персонала и материальное обеспечение подрядчика — каким оборудованием и инструментом он располагает. Делается детализация проекта и обоснование цены, устанавливаются гарантийный срок и условия оплаты.
С таким западным подходом мы столкнулись, когда участвовали в конкурсах на производство работ на крупных коммерческих объектах для мировых «монстров» — ИКЕА, Mc’Donalds, METRO. Заказчик работ для шведской корпорации признался нам позже, что наша цена была не самой низкой. Решающими факторами при выборе стали подробное обоснование цены, проработка проектной документации, опыт выполнения подобных проектов, а также комплексность предоставляемой услуги. Было очень непривычно это слышать.
Безусловно, ситуация постепенно меняется. Российские компании уже тоже устали от плохих подрядчиков, поэтому стали подходить к их выбору более рационально. Но когда это станет обыденностью, пока сказать сложно.